Перейти к основному содержанию

Audacity. Меню Effect (Эффекты)

К наиболее простым и понятным эффектам относятся инструменты монтажа:

  • Truncate Silence (Вырезать тишину) — удаляет из фонограммы отрезки тишины. Под «тишиной» понимаются отрезки, громкость которых ниже указанного уровня в течение указанного времени (оба эти параметра определяются настройками эффекта). Подробнее
  • Repeat (Повтор) — вставляет после выделенного участка его копии указанное количество раз. Подробнее
  • Reverse (Реверс) — переворачивает выделенный участок фонограммы «задом наперед», как если бы он проигрывался от конца к началу. Подробнее
  • Change Speed (Смена скорости) — меняет скорость воспроизведения трека с соответствующим изменением высоты (как если просто прокручивать быстрее магнитофонную ленту). Подробнее

А также эффекты, воздействующие на динамику, но не относящиеся к классической динамической обработке, а просто упрощающие некоторые рутинные операции:

  • Amplify (Усиление сигнала) — предназначен в основном для изменения громкости трека целиком, всегда сохраняет соотношение громкости треков и/или каналов. Также удобно использовать поле Amplification (dB) окна эффекта для быстрого получения максимального уровня выделенной области. Подробнее
  • Auto Duck (Автоприглушение) — уменьшает громкость «управляемого» трека/треков всякий раз, когда громкость «управляющего» трека достигает определенного значения. Эффект используется при добавлении комментариев к подкасту или DJ-сету, или, например, перевода к оригинальному тексту.
    Использование:
    — обрабатываемый трек (или один из них) необходимо поместить над управляющим треком и выделить его.
    — выделить также другие треки с помощью клавиши SHIFT, если это необходимо (они могут располагаться под управляющим треком). Управляющий трек при этом не должен быть выделен.
    — применить эффект. Подробнее
  • различные фейды:
    • Fade Out (Плавное затухание) — эффект плавного уменьшения громкости до нуля на выделенном участке. Форма амплитудной огибающей линейная, таким образом, скорость затухания зависит только от размера выделенной области. Подробнее
    • Fade In (Плавное нарастание) — эффект, противоположный Fade Out — плавное нарастание громкости от нуля до первоначального значения (до применения эффекта) на протяжении выделенной области. Подробнее
    • Adjustable Fade — запускает диалоговое окно, позволяющее выбрать форму огибающей для Fade In или Fade Out. Можно также создать плавное нарастание или затухание от или до значений, отличных от полной тишины или полной исходной громкости, например, нарастание от 20% исходной громкости до 80% исходной громкости. Подробнее
    • Crossfade Clips — применяет кроссфейд — перекрестное затухание и нарастание — к указанной паре клипов отдельного аудиотрека. Подробнее
    • Crossfade Tracks — применяет кроссфейд на протяжении выделенно области к паре треков. Подробнее
    • Studio Fade Out — эффект мягкого и "музыкального" затухания, используется синусоидальная кривая уменьшения амплитуды и прогрессивный низкочастотный фильтр — от полного спектра на старте до 100 Hz к концу. Подробнее

Существует ряд исключительно «цифровых» эффектов, использующих математические методы, например, интерполяция отсчетов:

  • Repair (Восстановить) — восстанавливает очень короткий отрезок фонограммы (не более 128 отсчетов, обычно это несколько тысячных секунды) на основании аудиоинформации, расположенной с обеих сторон поврежденного отрезка. Эффект может быть использован, например, для удаления щелчков и помех в фонограммах, полученных с виниловых пластинок или магнитных лент. Подробнее
  • Click Removal (Удаление щелчков) — предназначен для удаления отдельных щелчков, эффект особенно подходит для обработки записей, сделанных с виниловых дисков, без искажения остальной части фонограммы. Хорошо работает на очень коротких щелчках, для устранения более продолжительных искажений лучше подойдет эффект Repair. Подробнее
  • Clip Fix — эффект предназначен для восстановления клиппированной области фонограммы с помощью интерполяции (способ нахождения неизвестных промежуточных значений по имеющемуся дискретному набору известных значений). Подробнее
  • Noise Reduction (Подавление шума) — предназначен для подавления постоянного фонового шума, такой как шум вентилятора, шуршание ленты, свист, гул и т.п.. Эффект не подходит для удаления изменяющихся шумов: например, фоновых разговоров или музыки. Подробнее

или просто их пропорциональная коррекция:

  • Invert (Инвертирование) — переворачивает форму звуковой волны по вертикали, меняя значение каждого отсчета на противоположное относительно нуля. Эффект не влияет на звучание отдельной фонограммы, он обычно используется для заглушения общих компонентов двух дорожек. Подробнее
  • Normalize (Нормализация) — пропорционально увеличивает громкость фонограммы до указанного максимума, уравнивает амплитуды правого и левого каналов стерео трека и (опционально) устраняет DC Offset. Подробнее
  • Vocal Reduction and isolation — эффект предназначен для удаления из стереотрека компонентов, панорамированных по центру. Таким образом часто (но далеко не всегда) записывается партия солиста. Иными словами, эффект удаляет компоненты фонограммы, общие для обоих каналов стереотрека. Классический подход состоит в "вычитании" одного канала из другого, однако результатом в этом случае будут два отдельных моно трека (этот метод имеется в меню Actions и называется "Remove Center Classic (Mono)"). Все другие предлагаемые опции сохраняют стереоэффект. Подробнее

К этой же группе можно отнести эффекты независимого изменения темпа и высоты звука:

  • Change Pitch (Смена высоты тона) — изменяет высоту всего трека без смены темпа. Подробнее
  • Change Tempo (Смена темпа) — меняет темп выделенной области без изменения её высоты. Подробнее
  • Paulstretch — предназначен для радикального растягивания: создания синтезаторных пэдов, спецеффектов и текстур, но не для изменения темпа композиции, для этого больше подойдут другие эффекты: Change Tempo или Sliding Time Scale. Подробнее
  • Sliding Time Scale / Pitch Shift (Плавная смена темпа / высоты тона) — позволяет плавно изменять темп и/или высоту участка фонограммы путем установки начального и/или конечного значений. Для более гибкого изменения темпа и высоты также могут быть использованы Дорожки времени (Time Tracks) и инструмент Envelope Tool. Подробнее

И, наконец, классические эффекты, применяющиеся в т.ч. в аналоговой звуковой среде.
Динамическая обработка:

  • Distortion — эффект реализует различные стандартные виды искажений: overdrive, fuzz, sustain, expand and compress, limiter, добавление гармоник и т.д. Встроенные пресеты позволяют легко получить эффект в его классическом виде и отрегулировать настройки при необходимости. Есть также возможность сохранения пользовательских пресетов. Подробнее
  • Compressor (Компрессор) — сжимает динамический диапазон фонограммы. Одна из основных целей уменьшения динамического диапазона звука его последующее усиление, которое может быть большим, чем без применения компрессии. Поэтому по умолчанию компрессор после сжатия максимально усиливает звук. Увеличение уровня может быть необходимо для звука, воспроизводимого в шумной среде, например, в автомобиле, или чтобы приблизить отдаленный голос в устройстве связи. Поскольку коэффициент усиления изменяется относительно медленно, компрессор не искажает сигнал так, как Limiter или клиппинг. Подробнее
  • Limiter — мягко приглушает входящий сигнал при превышении им определенного уровня громкости. Лимитинг является одним из видов динамической компрессии. При мастеринге лимитинг часто используется в комбинации с эффектом gain (который, наоборот, усиливает слишком слабые сигналы) для увеличения воспринимаемой громкости фонограммы. Подробнее
  • SC4 — стерео компрессор с настройкой баланса средних/максимальных значений сигнала. Подробнее

Спектральные (частотные) преобразования:

  • Bass and Treble (Басы и ВЧ) — эффект работает как простейший двухполосный эквалайзер, увеличивает и уменьшает отдельно уровень низких и высоких частот. Подробнее
  • Wahwah — эффект, характерный для музыки фанк и диско: периодическое перемещение полосового фильтра по спектру фонограммы. Параметры этого перемещения задаются низкочастотным генератором (LFO), при этом затрагиваются и фазы обоих стереоканалов, так что изменяется не только спектральный состав сигнала, но и его панорама. Подробнее
  • Equalization (Эквалайзер) — позволяет назначить уровень громкости для определенных частот фонограммы. Подробнее
  • High Pass Filter — пропускает сигналы выше частоты среза фильтра и подавляет частоты ниже. Фильтр может быть использован, например, для подавления низкочастотного шума. Подробнее
  • Low Pass Filter — наоборот, пропускает только низкочастотные сигналы (ниже частоты среза фильтра) и подавляет высокочастотные. Фильтр может быть использован, например, для подавления высокочастотного шума. Подробнее
  • Notch Filter — подавляет (notch out) узкую полосу частот. Это хороший способ удалить, например, гул или свист, локализованный на определенной частоте, с минимальным повреждением остальной части фонограммы. Подробнее
  • Spectral edit multi tool — инструмент, как и следующие Spectral edit parametric EQ и Spectral edit shelves, предназначен для работы с выделенной областью в режиме Spectrogram views. Причем, выделенная область должна быть ограничена как по горизонтали (по времени), так и по вертикали (частотный диапазон).
    Выделение спектрального диапазона по умолчанию отключено, чтобы включить эту функцию, в выпадающем меню трека нужно вызвать окно Spectrogram Settings и отметить пункт Enable Spectral Selection.
    После определения выделенной области, эффект применяет к ней соответствующий фильтр. Подробнее
  • Spectral edit parametric EQ — эффект применяется к выделенной (по времени и частному диапазону) области в режиме Spectrogram views (см. выше). Эффект применяет в выденной области полосовой фильтр — ослабление или усиление в зависимости от значения Gain (dB). Подробнее
  • Spectral edit shelves — эффект применяется к выделенной (по времени и частному диапазону) области в режиме Spectrogram views (см. выше). Эффект применяет в выденной области т.н. "полочный" фильтр (shelf filter) — низкочастотный (low shelf filter), высокочастотный (high shelf filter) или комбинацию низкочастотного и высокочастотного фильтров — в соответствии со значением Gain (dB). Подробнее

Пространственная обработка:

  • Phaser (Фейзер) — название происходит от «Phase Shifter», поскольку эффект заключается в комбинировании исходного сигнала и сигнала с измененной фазой. При этом движение сигнала с измененной фазой относительно исходного управляется низкочастотным генератором (LFO), создавая эффект движущегося режекторного фильтра, похожий, но более тонкий, чем флэнжер. Подробнее
  • Reverb (Реверберация) — подмешивает к исходному сигналу его слегка измененные копии, что создает ощущение пространства (т.н. ambience или «эффект зала»). Подробнее
  • Echo (Эхо) — повторяет выделенный фрагмент фонограммы некоторое количество раз, как правило, каждый раз всё тише. При этом временная задержка перед каждым повторением фиксированная и без пауз. См. также Delay. Подробнее
  • Delay — настраиваемый эффект задержки (delay), можно установить время задержки и изменение высоты задержанного сигнала. Подробнее

Модуляция параметров сигнала:

  • Wahwah — см. выше.
  • Phaser (Фейзер) — см. выше.
  • Tremolo — модулирует громкость выделенной области с параметрами, указанными в диалоговом окне вызова эффекта. Подробнее
  • Vocoder — модулирует сигналом левого канала стереотрека (модулятор, обычно, это голос) содержимое правого канала (несущая волна). Для слушателя результатом применения такого эффекта будет модифицированная версия левого канала. Например, результатом модулирования обычным голосом белого шума станет "голос робота". Может быть использована любая несущая волна — музыкальные звуки или шумы. Эффект применяется к нерасщепленному стереотреку. Подробнее

 

Оригинальное руководство Audacity

Полный перечень эффектов, генераторов и анализаторов


* RMS (Root Mean Square) — метод вычисления среднего значения громкости (average sound level) сигнала. Можно сказать, что уровень RMS (в Audacity обозначен светло-голубым) приблизительно соответствует громкости фонограммы. Подробнее