Перейти к основному содержанию

«Choralcelo»

Американский инженер и изобретатель Melvin L. Severy разрабатывал  Choralcelo с 1888 до 1909 г. Основная идея, реализованная в этом устройстве, состояла в том, чтобы заставить металлическую струну совершать колебания воздействием электромагнитных импульсов. Для этого частота этих импульсов должна совпадать с собственной частотой струны. Например, если на фортепианную струну «Ля» первой октавы, настроенную на частоту 440 Гц, воздействовать с частотой 440 магнитных импульсов в секунду, возникнет резонанс и струна начнет звучать. Для генерации электромагнитных импульсов нужной частоты, Севери использовал устройства, похожие на «звуковые валы» Телармониума, но не такие огромные, поскольку в данном случае большой силы тока не требовалось. В качестве дополнения в Choralcelo использовались и другие, более традиционные акустические механизмы звукоизвлечения, но его отличительной особенностью был именно этот.

Choralcelo был впервые показан публике 27 апреля 1909 г. в Boston Symphony Hall. В концерте также участвовала вокалистка и музыканты Бостонского симфонического оркестра, а новый инструмент, по отзывам современника, был «с энтузиазмом принят представителями наиболее известных семейств Бостона»:

Программа первого концерта Choralcelo, Бостон, 1909.
Программа первого концерта Choralcelo, Бостон, 1909.

3
Внешняя часть Choralcelo в National Music Museum, Vermilion Sands, South Dakota

Видимая часть Choralcelo состояла из громкоговорителей и двухмануальной клавиатуры — 64 клавиши (piano) и 88 клавиш (piano & organ), а его скрытая часть могла занимать целый подвальный этаж. Инструмент был снабжен переключателями в стиле акустического органа, которые управляли тембром и основными характеристиками звука.  Для придания ему определенной окраски (cardboard, hardwood, softwood, glass, steel, “bass-buggy”)  использовались пружинные резонаторы. Choralcelo снабжался 32-педальной ножной клавиатурой, а также специальным механизмом для проигрывания заранее записанной музыки, в котором в качестве носителя использовалась бумажная лента.

Инструмент был довольно дорогим — около полумиллиона долларов в пересчете на сегодняшние цены. В 1918 г. Choralcelo Manufacturing Co. перешла к другому владельцу и просуществовала до 1942 г. Было построено около сотни органов, многие из которых были установлены в кинотеатрах для музыкального сопровождения немых фильмов, в ресторанах, отелях, и даже два органа на яхтах.

4

Нью-Йоркское издание The Musical Age, 1 мая 1909: «Choralcelo издает звуки виолончели, трубы и французского рожка, гобоя и фагота, арфы и духового органа с помощью проволочных струн, используемых в фортепиано, которые заставляют вибрировать небольшие электромагниты расположенные в определенных точках по всей их длине. Удивительным в Choralcelo является то, что обычная фортепианная струна может издавать намного больше звуков, чем мы привыкли извлекать с помощью молоточков, и разнообразие этих звуков так велико благодаря тому, что каждому изучающему музыку известно как обертон».

Запись 1942 г. пьесы “Poor Little Butterfly”, записано в Choralcelo Studio в Нью-Йорке:


«Sound Producing Device»

Помимо Choralcelo, Севери также принадлежит идея, видимо, самого первого сэмплера — «Sound Producing Device», патент 1912 г.: «Объектом настоящего изобретения является конструкция улучшенного музыкального инструмента, в котором звуковые вибрации создаются с помощью электромагнетизма путем прохождения фонограмм из магнитного материала  через электромагнитный механизм генерации звука».

Неизвестно, была ли реализована идея «Sound Producing Device» (по крайней мере в Choralcelo она использована не была), однако этот инструмент — несомненный предшественник серийных аналоговых сэмплеров, таких как Chamberlin и Mellotron, построенных полвека спустя.

Мелвин Севери: «Существует множество способов формирования тембра: штамповка из тонкого листа металла, печать на цилиндре с помощью магнитных чернил, печать липкими чернилами с последующим напылением железных опилок или других магнитных частиц, гальваническое покрытие или покрытие пастой, пропитанной магнитными опилками, а также различные другие способы. Основная идея состоит в том, чтобы обеспечить однородный слой магнитного материала, изменение ширины которого будет соответствовать форме звуковых волн, которые должны быть получены.»

5