Перейти к основному содержанию

Делия Дербишир

Делия Дербишир появилась в BBC Radiophonic Workshop в 1962 году, через четыре года после учреждения лаборатории. Вооруженная музыкальным образованием и ученой степенью в математике, Делия идеально подходила для этой работы, как выразился её коллега и сооснователь Radiophonic Workshop Дезмонд Бриско: "математика звука пришла к ней естественным образом". Несмотря на то, что за 11 лет на студии, количество её работ перевалило далеко за 200, самым известным треком Делии Дербишир остается заставка для серала Dr. Who 1963 года.

Делия Дербишир

Перед ней была поставлена задача реализовать партитуру композитора Рона Грейнера с помощью электронных свистов, бульканий и прочих "sci-fi" звуков. Без синтезаторов, которые станут доступны только через несколько лет, она располагала лишь многодорожечным (еще не очень совершенным) магнитофоном, фильтрами и простыми осцилляторами синусоидальных и квадратных волн.

Когда она демонстрировала результат своей работы композитору, тот спросил её: "я правда это написал?", на что Дербишир ответила: "большую часть".

Хотя тема Dr. Who принесла признание и Дербишир, и всей Radiophonic Workshop, возможно, более интересна её деятельность вне рамок рутинной работы по производству джинглов на BBC. Особое значение имеет её совместная работа с поэтом и драматургом Barry Bermange. Амбициозные саундтреки к Dreams и Amor Dei, результат недельных интенсивных сессий, манипуляций с тонами осцилляторов, записанными звуками и даже образцами собственного голоса - были одними из самых инновационных и захватывающих звуковых коллажей своего времени.

Delia Derbyshire & Barry Bermange - Invention for Radio No.1: The Dreams

Кроме того, в середине 60-х она участвует в объединении Unit Delta Plus, куда также входили Брайан Ходжсон (её коллега по Radiophonic Workshop) и Питер Зиновьев - один из пионеров электронной музыки и основатель компании EMS. Позже Дербишир, Ходжсон и David Vorhaus основали независимую студию, в которой работали над альбомом Electric Storm, который вышел под названием White Noise в 1968 году и сегодня считается классикой электронной поп-музыки. Альбом также примечателен использованием первого британского синтезатора EMS Synthi VCS3.

Love Without Sound by White Noise (Delia Derbyshire, Brian Hodgson, and David Vorhaus)

В 2001 году, в некрологе Делии Дербишир, Брайан Ходжсон упомянул саундтрек к документальному сериалу BBC The World About Us, как на совершенное проявление творческих способностей Дербишир, и её технических возможностей. В эпизоде, посвященном туарегам Сахары, Дербишир использует образец собственного голоса, чтобы воспроизвести звук верблюжьих копыт. Сама Дербишир вспоминала, описывая эту работу: "Моим самым красивым звуком в то время был невзрачный зеленый абажур. У него был неправильный цвет, но очень красивый звонкий звук. Я ударила по абажуру, записала его, сделала фейд к звонкой части, убирая начало. Потом проанализировала его спектр и, взяв 12 самых заметных обертонов, реконструировала звук с помощью наших знаменитых 12 осцилляторов, чтобы получился свистящий тембр. Так что верблюды ускакали в закат с моим голосом в звуке копыт и зеленым абажуром на спине".

Delia Derbyshire’s Blue Veils and Golden Sands

Дополнительные материалы: