Перейти к основному содержанию

Электронная музыка в Японии

Студия японского радио NHK Studio была основана в 1955 году по образцу кёльнской студии Nordwestdeutscher Rundfunk (NWDR). Изложение внутреннего устава немецкой студии было переведено на японский язык группой инженеров NHK и издано в форме буклета. Две статьи Роберта Байера тоже распространялись среди японских композиторов и были официально опубликованы в журнале Melos: «Zur Geschichte der Elektronischen Musik» (1953) и «Elektronische Musik» (1954). Таким образом, идеи Elektronische Musik были хорошо известны среди японских музыкантов.

В довоенной Японии почти не были известны электронные музыкальные инструменты, хотя отдельные композиторы, как, например, Минао Шибата, знали об их существовании. Спустя несколько лет после окончания Второй мировой войны японские музыканты начали экспериментировать с электронной музыкой. Многие композиторы были знакомы с опытом европейских коллег. В частности, Тосиро Маюдзуми обучался в Парижской консерватории и имел возможность посетить студию Пьера Шеффера и его первый концерт в Саль Гаво (Salle Gaveau) в мае 1952 года.

Благодаря финансовой поддержке студии у них появилась возможность работать с новейшими моделями звукозаписывающей и звукообрабатывающей техники, а через несколько десятилетий Япония стала одним из лидеров в области развития музыкальных технологий.

Emmanuelle Loubet. Начало японской электронной музыки (Computer Music Journal, vol.21, №4, 1997)