Перейти к основному содержанию

Korg

Компания Korg, основанная в 1962 году и вскоре ставшая известной благодаря созданию первой ритм-машины Donca-Matic DA-20, в начале 70-х годов тоже потихоньку занялась выпуском синтезаторов. Но ее модульные и полумодульные разработки не наделали столь большого шума, как инструменты американских компаний. Они появились позже, без излишней суеты и в некоторых отношениях настолько отличались от собратьев, что их сложно было назвать конкурирующими. Они были другими, хотя это не помешало им найти своих приверженцев.

List of Korg products

В 1977 году появились полумодульные аналоговые синтезаторы серии PS (Polyphonic Synthesizer), состоявшей из трех моделей: 3100, 3200, 3300. Все они имели четырехоктавную клавиатуру. Важнейшим отличием инструментов серии PS от большинства существующих в то время модульных систем была полифоничность. Синтезаторы этой серии обладали реальной 48-голосной полифонией, то есть на каждую клавишу приходился собственный осциллятор и цепочка аналоговых модулей. Самым простым среди них был синтезатор PS3100, имеющий на каждый голос полифонии один осциллятор, три резонансных фильтра, генератор огибающей и прочие необходимые блоки. И это единственный синтезатор в линейке, имевший неотделяемую клавиатуру (рис. 31). То есть он уже вполне подпадал под определение портативного инструмента. Количество блоков синтеза, как и у всех полумодульных синтезаторов, изменить было нельзя, но коммутация была довольно гибкой, и правый угол лицевой панели кабинета был отдан под небольшую коммутационную панель. С лицевой панели можно было воздействовать одновременно на все 48 голосов, как и в более поздних полифонических инструментах.

Korg PS3100

Следует отметить, что компания Korg использовала собственный стандарт управляющего напряжения CV. Вместо распространенной зависимости Вольт/октава, синтезаторы этой компании использовали зависимость Герц/Вольт. Кроме того, PS3100 использовал не полностью открытую архитектуру. Его коммутационная панель не содержала разъемов для ввода и вывода звука. Все это не позволяло непосредственно объединять такой синтезатор в одну систему с аппаратами других фирм. Но взаимная коммутация нескольких синтезаторов PS была вполне осуществима.

Модель PS3300 была самой большой в серии (рис. 32). Деревянный кабинет с электронной начинкой был примерно втрое большего размера, чем в PS3100, и содержал фактически три блока синтеза от этой модели. Соответственно увеличилось количество панельных регуляторов и коммутационных разъемов. Клавиатура была отдельной от корпуса. Каждая клавиша имела собственную микротональную настройку. По отзывам современников, это была очень гибкая и мощно звучащая система. Среди известных ее пользователей можно назвать имена Ж. М. Жарра и Вангелиса.

Korg PS3300

Модель PS3200 была последней в серии. Клавиатура здесь тоже отделена от кабинета (рис. 33). При 48-нотной полифонии в этой модели на каждый голос приходилось по два осциллятора, что позволило улучшить возможности звукообразования в сравнении с моделью PS3100. Замечательной особенностью PS3200 было наличие шестнадцати ячеек памяти для пэтчей. Настройки сохранялись при выключении питания. Синтезатор имел несколько дополнительных опций, одну из которых можно увидеть на приведенной фотографии. Более подробные сведения о системах Korg PS можно найти в февральском номере МО за 2008 год.

Korg PS3200

В противовес крупным полифоническим аппаратам компания Korg в 1978 году начала выпуск полумодульных одноголосных синтезаторов серии MS (Monophonic Synthesizer). Это были портативные инструменты с небольшим количеством электронных блоков и соответствующим коммутационным полем. Сами по себе синтезаторы этой серии оказались весьма удачными и использовались многими музыкантами. Если принять во внимание небольшой промежуток времени, прошедший после появления серии PS, можно предположить, что серия MS просто представляет собой их упрощенную (и менее дорогую) версию. Они даже внешне похожи. Например, лицевая панель синтезатора MS20 напоминает PS3100.

MS10 представляет собой одноосцилляторную одноголосную модель начального уровня с клавиатурой из 32 клавиш (рис. 34). Простая электронная начинка синтезатора позволила реализовать хорошие переходные характеристики в схемах. MS10 использовался многими известными музыкантами, например, группой Astral Projection, для создания басовых и перкуссионных звуков.

Korg MS10

MS20 в какой-то степени можно считать сдвоенным MS10, поскольку у него есть, в частности, два осциллятора и два фильтра с переключаемыми характеристиками (рис. 35). Клавиатура имеет 37 клавиш. Взаимная коммутация электронных блоков реализована внутренними соединениями, но ее можно изменить при помощи внешних патч-кордов. Существует также отдельный вход для обработки внешнего сигнала встроенным фильтром. MS20 был наиболее популярным синтезатором этой серии и производился до начала 80-х годов.

Korg MS20

Флагман серии, модель MS50, представляет собой электронный блок без клавиатуры (рис. 36). Он имеет один осциллятор, два фильтра с переключаемыми характеристиками и увеличенное количество внутренних модулей, что заметно по большому количеству ручек и разъемов и сказывается на производимом звуке. Он предназначался для расширения возможностей клавишных инструментов серии MS и коммутационно полностью с ними совместим.

Korg MS50