Перейти к основному содержанию

Предыстория

Первый аналоговый синтезатор с цифровым управлением, SCI Prophet 5, появился еще в 1978 году, и в общем, количество цифровых компонентов в синтезаторах с тех пор только увеличивалось. Производители понимали, насколько востребованной была возможность управлять одним синтезатором с клавиатуры другого. Такие инструменты, как Oberheim OB-X (1981) и Rhodes Chroma (1982), можно было подключить к другому инструменту той же модели (до трех инструментов одновременно), и при игре на одном из них, они звучали одновременно. Компания Roland разработала цифровой интерфейс DCB (Digital Control Bus), который использовался в синтезаторах Juno 60, Jupiter 8 и секвенсоре MSQ 700. Подобные интерфейсы были и у других производителей - Yamaha (Key Code), Sequential Circuits, уже упомянутые Oberheim и ARP. Однако, соединить друг с другом инструменты разных производителей было невозможно.

Считается, что первый обмен мнениями на тему разработки некоего универсального интерфейса произошел в июне 1981 года на выставке NAMM, в нем участвовали Дэйв Смит (президент Sequential Circuits), Икутаро Какехаши (президент Roland) и Tom Oberheim (Oberheim).

К осени 1981 года Смит подготовил первую версию протокола под названием USI (Universal Synthesizer Interface). В октябре того же года на выставке в Японии произошла встреча представителей Sequential Circuits, Roland, Korg, Yamaha и Kawai, на которой USI была показана японцам, а в ноябре на конгрессе AES в Нью-Йорке Дэйв Смит официально представил спецификацию.

На летней выставке NAMM в июне 1982 года был показан доработанный интерфейс, который в итоге получил название MIDI. В декабре вышел Sequential Circuits Prophet 600 — первый синтезатор, оборудованный MIDI-интерфейсом. А в январе 1983 года на выставке NAMM в Анахайме произошло соединение Prophet 600 и Roland Jupiter 6 по MIDI. В марте появился Roland JX3P, а в июне — Yamaha DX7, также снабженные интерфейсом MIDI.

Дэйв Смит демонстрирует работу протокола MIDI на выставке NAMM 1983 года, справа и слева от него – представители Roland Юкио Тамада и Джим Мазерсбо.

Дэйв Смит демонстрирует работу протокола MIDI на выставке NAMM 1983 года, справа и слева от него – представители Roland Юкио Тамада и Джим Мазерсбо. (Фото из личного архива Дэйва Смита)

Первая публичная демонстрация MIDI на NAMM 1983 года. Синтезаторы Roland Jupiter-6 и Sequential Circuits Prophet-600 соединены MIDI-кабелями.

Первая публичная демонстрация MIDI на NAMM 1983 года. Синтезаторы Roland Jupiter-6 и Sequential Circuits Prophet-600 соединены MIDI-кабелями. (Фото из личного архива Дэйва Смита)

В середине 1983 года в Японии был сформирован комитет по MIDI-стандартам (JMSC). В августе того же года была обнародована спецификация MIDI 1.0. Также в 1983 году была сформирована международная группа пользователей MIDI (IMUG — International MIDI Users Group), которая впоследствии превратилась в IMA — международную MIDI-ассоциацию. Однако она представляла пользователей, а не производителей, и не могла оказывать на них серьезное влияние. Поэтому в июне 1984 года была сформирована ассоциация MIDI-производителей (MMA — MIDI Manufacturers Association). Организации MMA и JMSC совместно занимаются всей деятельностью по стандартизации и расширению протокола MIDI. Любой зарегистрированный член этих организаций может предложить свое дополнение в протокол, после чего оно будет вынесено на голосование.

Поскольку MIDI создавался с расчетом на дальнейшее расширение, он продолжает пополняться новыми возможностями:

  • в марте 1987 года был добавлен MIDI Time Code (синхросигнал для взаимодействия MIDI-устройств с магнитофонами и другим оборудованием, работающими с таймкодом SMPTE),
  • в мае 1987 — Sample Dump Standard (протокол передачи семплов),
  • в декабре 1988 появляется сообщение Reset all controllers (обнулить все контроллеры),
  • в апреле 1990 — сообщение Bank select (выбор банка),
  • в мае 1991 протокол пополняется сообщением All sounds off (снять все звуки),
  • в июле 1991 —командами управления световыми и пиротехническими приборами MIDI Show Control,
  • а также форматом стандартных MIDI-файлов (SMF — Standard MIDI Files) для платформо-независимого хранения и обмена данными секвенсоров,
  • в октябре 1991 появляется стандарт General MIDI, в котором определены некоторые минимальные требования к GM-совместимым устройствам и определенные тембры закреплены за номерами патчей,
  • в декабре 1991 выходит MIDI Tuning Specification — способ тонкого управления строем инструментов,
  • в январе 1992 появляется стандарт MIDI Machine Control, который позволяет управлять по MIDI транспортными функциями записывающих устройств,
  • в мае 1996 года выходит спецификация Downloadable Sounds (DLS) Level 1, которая позволяет дополнять собственными звуками наборы имеющихся в устройстве патчей General MIDI.

и т.д.

MIDI и компьютер

С внедрением протокола MIDI появилась возможность использовать компьютеры для управления синтезаторами (в качестве секвенсора или программы-композитора).

В 1984 году Jim Miller выпустил программу Personal Composer для IBM PC, которая представляла собой MIDI-секвенсор и позволяла распечатывать ноты. Фирмы Passport Designs и Sequential Circuits представили четырех- и восьмидорожечные программы-секвенсоры для компьютеров Apple II и Commodore 64.

В 1985 году на европейском рынке появились компьютеры Atari, имевшие встроенные MIDI-порты. Компании MOTU и Opcode выпускают программные MIDI-секвенсоры под Macintosh. В это же время Yamaha разрабатывает аппаратный секвенсор QX 1 с памятью на 80000 нот и возможностью редактирования списка MIDI-событий. В следующем году рынок начинают завоевывать компьютеры IBM PC, для них появляется множество программ, использующих MIDI.

С выходом Microsoft Windows 3.1 у пользователей PC появляется поддержка MIDI на уровне операционной системы. Выходит программа Cakewalk для Windows, а программа Cubase, ранее выпускавшаяся для Atari и Macintosh, становится доступна на PC.

1993 год — начало бума мультимедиа. Для PC появляются звуковые платы с MIDI-интерфейсом. Бурно развиваются виртуальные студии на базе персонального компьютера. Виртуальные синтезаторы, процессоры эффектов и другие программы взаимодействуют по MIDI с внешним миром и друг с другом, используя протокол MIDI.

***

Сегодня наличие MIDI-интерфейса является стандартным для электронного музыкального инструмента — т.е. его отсутствие должно быть как-то обосновано в глазах пользователя. Несмотря на все недостатки этого (во много устаревшего) протокола, это на сегодняшний день единственный стандартный способ обеспечить взаимодействие с любым другим студийным и концертным оборудованием.

В 2013 году Смит и Какехаши получили «техническую» Grammy за разработку технологии.