Мейнстрим современной популярной музыки — 2-4-минутная вокально-инструментальная композиция, или, с жанровой точки зрения — песня. В песнях обычно используются, т.н. строфические формы, в которых элементы соотносятся со стихотворными строфами. Наличие текста делает композицию более сложной, поскольку стихотворный текст обладает собственной формой и логикой развития, помимо музыкальной формы и логики музыкального развития композиции в целом.
Поэтому, анализируя строфические формы, нужно иметь в виду, что это еще и способ сочетания текста и музыки.
В случае конфликта, как правило, текст приносится в жертву требованиям музыкального развития. Текст может влиять на музыкальную форму, например, на количество повторений куплета, однако основное влияние он оказывает на выбор музыкальной формы — необходимо, чтобы текст «ложился на музыку».
Основные характеристики стихотворного текста, влияющие на выбор музыкальной формы:
- повествовательный или описательный характер,
- наличие или отсутствие повторяющихся строк (рефренов),
- яркого и запоминающегося образа,
- количество строф и общий объем.
Рассмотрим несколько примеров адаптации стихотворного текста к музыкальной форме композиции.
В композиции "Ночных снайперов" произведена очень характерная перестановка - рефрены каждых двух строф объединены в припев. Таким образом подчеркивается как повествовательный характер куплета, так и рефренный характер припева, и то и другое очень характерно для песенных форм:
Иосиф Бродский — «Л. В. Лифшицу» | Ночные Снайперы — «Я сижу у окна» |
Я всегда твердил, что судьба - игра. Я считал, что лес - только часть полена. Я писал, что в лампочке - ужас пола. Я сказал, что лист разрушает почку. Моя песня была лишена мотива, Гражданин второсортной эпохи, гордо |
Я всегда твердил, что судьба - игра. Что зачем нам рыба, раз есть икра. Что готический стиль победит, как школа, Как способность торчать, избежав укола. Я считал, что лес - только часть полена. Что зачем вся дева, раз есть колено. Что, устав от поднятой веком пыли, Русский глаз отдохнет на эстонском шпиле. Я сижу у окна. За окном осина. Я любил немногих. Однако - сильно. Я сижу у окна. Я помыл посуду. Я был счастлив здесь, и уже не буду. Я сижу у окна. Я писал, что в лампочке - ужас пола. Что любовь, как акт, лишена глагола. Что не знал Эвклид, что, сходя на конус, Вещь обретает не ноль, но Хронос. Я сказал, что лист разрушает почку. И что семя, упавши в дурную почву, не дает побега; что луг с поляной есть пример рукоблудья, в Природе данный. Я сижу у окна. Вспоминаю юность. Улыбнусь порою, порой отплюнусь. Я сижу у окна, обхватив колени, в обществе своей грузной тени. Я сижу у окна. И моя песнь была лишена мотива, но зато ее хором не спеть. Не диво, что в награду мне за такие речи своих ног никто не кладет на плечи. Гражданин второсортной эпохи, гордо признаю я товаром второго сорта свои лучшие мысли и дням грядущим я дарю их как опыт борьбы с удушьем. Я сижу у окна в темноте; как скорый, море гремит за волнистой шторой. Я сижу в темноте. И она не хуже в комнате, чем темнота снаружи. Я сижу у окна. |
У Сергея Никитина, по сравнению с оригинальным текстом Пастернака, в каждой строфе добавлено повторение последней строки, создающее ее музыкальную завершенность. Одна из строф используется в качестве интермедии, она еще более расширена двойным повторением одной из строк. Перед интермедией опущена одна из строф, на которую бы пришлось четвертое подряд повторение куплета - это слишком много. Композиция завершается повторение первой строфы, это, с одной стороны, добавляет завершенности всей композиции, с другой - создает правильное соотношение частей: интермедия оказывается в районе точки "золотого сечения":
Борис Пастернак — «Никого не будет в доме…» | Сергей Никитин — «Никого не будет в доме…» |
Никого не будет в доме, Только белых мокрых комьев И опять зачертит иней, И опять кольнут доныне Но нежданно по портьере Ты появишься из двери |
Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проёме Незадёрнутых гардин... Незадёрнутых гардин. Только белых мокрых комьев Быстрый промельк маховой. Только крыши, снег и, кроме Крыш и снега, -- никого... Крыш и снега, -- никого. И опять зачертит иней, И опять завертит мной Прошлогоднее унынье И дела зимы иной... И дела зимы иной, Но нежданно на портьере Пробежит вторженья дрожь. Тишину шагами меря, Тишину шагами меря, Тишину шагами меря, Ты, как будущность, войдёшь. Ты появишься у двери В чём-то белом, без причуд, В чём-то впрямь из тех материй, Из которых хлопья шьют... Из которых хлопья шьют. Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проёме Незадёрнутых гардин... Незадёрнутых гардин. |
Небольшой текст может просто повторяться, в этом случае музыкальное развитие будет иметь характер противопоставления - повествовательных куплетов и инструментальных частей (вступление, bridge и т.п.):
Александр Блок — «Вербочки» | Кристина Орбакайте (М. Минков) — «Вербочки» |
Мальчики да девочки Огонечки теплятся, Ветерок удаленький, В Воскресенье Вербное |
Мальчики да девочки Мальчики да девочки |
Двухчастная форма требует четного количества строф, поэтому одна из них может быть опущена. В данном случае смысловой акцент смещен относительно оригинального текста М. Цветаевой повторением одной из строф в конце, которая, кроме того, подчеркнута инструментальным характером первого предложения периода, отделяющим её от основной части текста:
Марина Цветаева — «Реквием» | Алла Пугачёва (М. Минков) — «Монолог» |
Уж сколько их упало в эту бездну, Застынет все, что пело и боролось, И будет жизнь с ее насущным хлебом, Изменчивой, как дети, в каждой мине, Виолончель, и кавалькады в чаще, К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры, И день и ночь, и письменно и устно: За то, что мне прямая неизбежность - За быстроту стремительных событий, |
Уж сколько их упало в эту бездну, Застынет всё, что пело и боролось, И будет жизнь с ее насущным хлебом, Изменчивой, как дети, в каждой мине, Виолончель и кавалькады в чаще, К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры, За то, что мне прямая неизбежность — За быстроту стремительных событий, К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры, |