Перейти к основному содержанию

Studio de Fonologia

В 1955 г. композиторы Luciano Berio и Bruno Maderna, с помощью физика Alfredo Lietti, организуют студию электронной музыки «Studio de Fonologia» на радиостанции Radio Audizioni Italiane (RAI) в Милане.

Первоначально студия располагала несколькими магнитофонами, фильтрами, осциллятором и одним экземпляром Волн Мартено. Затем к ним прибавились еще несколько генераторов, модуляторов и устройств обработки:
- генераторы синусоидальных и прямоугольных волн, импульсов и белого шума,
- Tempophon, устройство, позволявшее изменять продолжительность предварительно записанного звука с сохранением его высоты,
- устройства для изменения частоты,
- фильтры и устройства пространственной обработки.
Выходной сигнал мог подаваться на акустическую систему из пяти динамиков и записываться на 4-дорожечный магнитофон.

RAI Studio of Phonology
Studio de Fonologia
Studio de Fonologia RAI

Berio, Zuccheri, Maderna, Lietti, Castelnuovo at the RAI Phonology Studio Milan
Berio, Zuccheri, Maderna, Lietti, Castelnuovo на Studio de Fonologia RAI

Студия предназначалась не только для создания экспериментальной электронной музыки, но и для создания звуковых эффектов и саундтреков телепередач. Берио ориентировался на методы работы американских композиторов-сериалистов Усачевского и Отто Луинга из Computer Music Center колумбийского университета и на парижскую GRMC своего друга Пьера Шеффера. Мадерна же испытывал влияние кельнской школы - Штокгаузена и Мейера-Эпплера.

Помимо Берио и Мадерны, на Studio di Fonologia работали Niccolo Castiglioni, Aldo Clementi, Luigi Nono, John Cage, Henri Pousseur, Andre Boucourechliev, Bengt Hambraeus и другие. Студия использовалась до 1983 г.

Luigi Nono - La fabbrica illuminata (1964)