Перейти к основному содержанию

«Магнитофонная» музыка 50-х годов

В 1899 г. Вальдемаром Поульсеном был предложен метод магнитной записи на металлическую проволоку, и с начала века продолжались исследования в области его усовершенствования, особенно успешно в Германии. На смену проволоке пришла металлическая лента, а затем бумажная и полимерная пленка с магнитным покрытием. В 1935 г. на Берлинской радиоярмарке был представлен AEG Magnetophone K-1 - наиболее совершенное устройство того времени, а в 1941 г. появилась модель Magnetophon K4-HF, в которой была применена новая технология высокочастотного подмагничивания переменным током, что значительно улучшило качество записи и воспроизведения. После войны патент на технологию был передан в США как военный трофей, и дальнейшее её развитие происходило, в основном, там.

С появлением новой технологии, начинается процесс появления звуковых (tape music) студий - как композиторского инструмента, и как исследовательского института. Возможность записи на магнитную ленту и дальнейших манипуляций со звуком произвели очередную революцию в электронной музыке. Если до 50-х гг. её развитие заключалось, в основном, в создании новых инструментов, теперь важнейшую роль начинают играть композиторы, получившие в свои руки результат технических усилий первой половины века. 

В 1948 г. обычная радиостудия располагала несколькими воспроизводящими и записывающим устройством (в качестве носителя использовались грампластинки из шеллака), микшерным пультом, механическим ревербератором (металлический лист или несколько пружин) и микрофонами. Таким образом, композитору был доступен достаточно ограниченный набор операций со звуком:

  • проигрыватели грампластинок могли воспроизводить звук – нормально, в обратном направлении и с различной скоростью;
  • микшерный пульт позволял смешивать звуки из разных источников с независимым контролем громкости;
  • ревербератор позволял получить соответствующий эффект, а также смешивать звуки;
  • два вида фильтров: 1/3 octave и high/low-pass фильтры, позволяющие ослаблять или усиливать определенные диапазоны частот.

Кроме того, использовалось зацикливание (looping) отрезков фонограммы и сэмплирование - получение очень коротких звуковых отрезков, дающих при зацикливании продолжительный тон.

Со временем в студиях появляются новые и новые устройства. Например, в парижской студии Пьера Шеффера, «Groupe de Recherche de Musique concrete» в 1951 г. появляются магнитофоны (в том числе пятиканальный), морфофон (звуковая «задержка»), два фоногена (осуществляющих транспозицию), а также устройство распределения звука в пространстве Potentiometre d`Espace, управляющее четырьмя репродукторами.

В этот период многие композиторы стали открывать для себя новые технологии звукозаписи: некоторые начинают сотрудничать с радиовещательными и звукозаписывающими студиями, используя их дорогое профессиональное оборудование в нерабочее время. Другие стали приобретать такое оборудование и делиться им, образуя на этой основе неформальные сообщества.

К концу 1940-х годов относятся сочинения французского композитора Paul Boisselet, предназначенные для живого исполнения - для акустических инструментов, магнитофонов и электронных генераторов. В США начинает работу тандем Bebe и Louis Barron.

Формально, первым образцом tape music можно считать короткую пьесу «Музыкальный образ церемонии заар» 1944 г. Каирский студент-инженер Халим Эль-Дабх (Halim El-Dabh), присутствуя на древнем мистическом очистительном ритуале, записал звуки инструментов и голоса поющих при помощи громоздкого проволочного магнитофона. Записанный материал он обработал в студии одной из местных радиостанций, наложив на запись эффекты эха и реверберации. Пьеса была показана в 1944 году в художественной галерее Каира (за пределами Египта она осталась неизвестной). Позже Эль-Дабх получил музыкальное образование в Бостоне и в конце 1950-х работал в Центре электронной музыки Колумбийского университета.