Перейти к основному содержанию

«Terpsitone»

Одна из версий терменвокса получила название Терпситон (в честь музы танца Терпсихоры). Вместо антенн для игры руками инструмент был оборудован специальной платформой для игры всем телом. Инструмент преобразовывал движения танцора в звук: меняя позицию рук или ног можно было контролировать высоту тона. Управляющую высотой звука антенну в Терпситоне заменяет большой металлический лист, на котором находится исполнитель:

64

Первый такой инструмент Термен построил в Нью-Йорке в 1930 году  для своей второй (американской) жены - танцовщицы Лавинии Уильямс, и продемонстрировал в Карнеги-Холле в 1932 году. Несмотря на красоту концепции, на инструменте было практически невозможно «танцевать в тональности» по причине принципиального отличия задач и навыков танцоров и музыкантов. Единственным «танцором», способным чисто интонировать на Терпситоне, оказалась скрипачка и терменвоксистка Клара Рокмор, обладавшая абсолютным слухом и гибким телом:

63
Клара Рокмор танцует на терпситоне. Нью-Йорк, 1932

Инструмент был использован в нескольких "экзотических" танцевальных шоу в 1930-е гг.

В Акустической лаборатории Московской консерватории Термен построил Терпситон размером c небольшую комнату. В 1967 году журналист Гарольд Шенберг писал в «Нью-Йорк Таймс»: «Он привел посетителя в комнату, оборудованную небольшим танцевальным полом. Мистер Термен, стоя на полу, поднял руки и, совершая телодвижения, заиграл “Элегию” Массне практически ни на чем…»