Перейти к основному содержанию

Куплетно-припевная форма (verse-chorus form)

А [– А] – B – А – B [– А – B] [...]

Куплетно-припевная форма является наиболее популярной в поп-, рок-, госпел-, R&B и кантри музыке. Куплет и припев построены, как правило, на разном или даже контрастном музыкальном материале (обратный пример – «L`ete indien»), причем в припеве не только мелодия, но и текст обычно повторяется без изменений, исключая  последнее проведение, которое часто бывает расширено для достижения особого эффекта (Dead Or Alive, Runaway).

Сюжетная линия песни, как правило, излагается в куплетах, припев же содержит некую основную мысль – это часто бывает строчка, содержащая заголовок песни, т.н. «крючок» (hook), который и запоминается в первую очередь, не только за счет повторения, но и как наиболее яркий и выразительный фрагмент композиции.

В большинстве случаев наблюдаются разнообразные отклонения от «стандартного формата». Например:

  • перед первым припевом могут следовать два куплета, 
  • после секции Bridge может следовать как куплет, так и припев, 
  • композиция вообще может начинаться с припева,

и т.д.

Стандартная схема verse-chorus композиции (M.Pilhofer, H.Day, Теория музыки для чайников):

ABABCB

Чаще всего встречающиеся отклонения от приведенной «стандартной схемы»:

  • два куплета вместо одного перед первым припевом и
  • куплет между связкой и припевом (Joe Dassin - Les Champs-Elysees)

 

«Brown Eyed Girl» — пример «гибридной» композиции, сочетающей признаки single-verse и verse-chorus форм:

Van Morrison - Brown Eyed Girl

Hey, where did we go
Days when the rains came ?
Down in the hollow
Playing a new game,
Laughing and a-running, hey, hey,
Skipping and a-jumping
In the misty morning fog with
Our, our hearts a-thumping
And you, my brown-eyed girl,
You, my brown-eyed girl.

Whatever happened
To Tuesday and so slow
Going down to the old mine with a
Transistor radio.
Standing in the sunlight laughing
Hide behind a rainbow's wall,
Slipping and a-sliding
All along the waterfall
With you, my brown-eyed girl,
You, my brown-eyed girl.

Do you remember when we used to sing
Sha la la la la la la la la la la dee dah
Just like that
Sha la la la la la la la la la la dee dah
La dee dah.

So hard to find my way
Now that I'm all on my own.
I saw you just the other day,
My, how you have grown!
Cast my memory back there, Lord,
Sometime I'm overcome thinking about
Making love in the green grass
Behind the stadium
With you, my brown-eyed girl,
You, my brown-eyed girl.

Do you remember when we used to sing
Sha la la la la la la la la la la dee dah
Laying in the green grass
Sha la la la la la la la la la la dee dah
Dee dah dee dah dee dah dee dah dee dah dee
Sha la la la la la la la la la la la la
Dee dah la dee dah la dee dah la
D-d-d-d-d-d-d-d-d-d...
 

«You are the one» — пример композиции, начинающейся с припева:

Maywood - You are the one

You're the one,
who gives my heart devotion.
You're the one,
who brings out deep emotion.
Can't hardly wait until you're stepping in.
You're the one,
who makes me wanna sing.
You're the one,
there ain't no doubt about it.
You're the one,
Oh, I could scream and shout it.
Can't hardly wait until you're stepping in.
You're the one,
who makes me wanna sing.

Wherever you go, I'll go too.
It's only that I wanna be with you.
Can't imagine how it'll be.
A world without your company is not a world to me.

You're the one,
who gives my heart devotion.
You're the one,
who brings out deep emotion.
Can't hardly wait until you're stepping in.
You're the one,
who makes me wanna sing.
You're the one,
there ain't no doubt about it.
You're the one,
Oh, I could scream and shout it.
Can't hardly wait until you're stepping in.
You're the one,
who makes me wanna sing.

Love is freedom, love is light.
Love is what they call a starry night.
No more questions, no more fear.
I feel my heart jumping the moment you appear.

You're the one,
who gives my heart devotion.
You're the one,
who brings out deep emotion.
Can't hardly wait until you're stepping in.
You're the one,
who makes me wanna sing.
You're the one,
there ain't no doubt about it.
You're the one,
Oh, I could scream and shout it.
Can't hardly wait until you're stepping in.
You're the one,
who makes me wanna sing.

I feel my heart jumping the moment you appear.

You're the one,
who gives my heart devotion.
You're the one,
who brings out deep emotion.
Can't hardly wait until you're stepping in.
You're the one,
who makes me wanna sing.
You're the one,
 – etc. 

 

«L`ete indien» построена на одной музыкальной теме, однако, в композиции есть и совершенно отчетливо выраженные куплеты, и припев:

Joe Dassin - L`ete indien

Tu sais, je n'ai jamais ete
Aussi heureux que ce matin-la
Nous marchions sur une plage
Un peu comme celle-ci
C'etait l'automne,
Un automne ou il faisait beau
Une saison qui n'existe que dans le Nord de l'Amerique
La-bas on l'appelle l'ete indien
Mais c'etait tout simplement le notre
Avec ta robe longue tu ressemblais
A une aquarelle de Marie Laurencin
Et je me souviens, je me souviens tres bien
De ce que je t'ai dit ce matin-la
Il y a un an, y a un siecle, y a une eternite
    
On ira ou tu voudras, quand tu voudras
Et on s'aimera encore, lorsque l'amour sera mort
Toute la vie sera pareille a ce matin
Aux couleurs de l'ete indien

Aujourd'hui je suis tres loin de ce matin d'automne
Mais c'est comme si j'y etais.
Je pense a toi. Ou es-tu? Que fais-tu?
Est-ce que j'existe encore pour toi?
Je regarde cette vague qui n'atteindra jamais la dune
Tu vois, comme elle je reviens en arriere
Comme elle je me couche sur le sable
Et je me souviens, je me souviens des marees hautes
Du soleil et du bonheur qui passaient sur la mer
Il y a une eternite, un siecle, il y a un an    

On ira ou tu voudras, quand tu voudras
Et on s'aimera encore lorsque l'amour sera mort
Toute la vie sera pareille a ce matin
Aux couleurs de l'ete indien