Перейти к основному содержанию

ROXY MUSIC Virginia Plain (Bryan Ferry) 1972 #4 UK

Дебютный альбом Roxy Music представлял собой коктейль из вокала Ферри в стиле 50-х, электронного саунда 70-х и ритмического рисунка 60-х. Как продолжение к их первому альбому, группа выпустила "Virginia Plain", классический сингл, на котором объединились кинематографические интересы Ферри, его любовь к сюрреалистическому искусству и водевильный абсурд глэм-рока. За синтезатором VCS 3 находился человек с самым длинным именем в рок-музыке и не менее длинным и впечатляющим послужным списком в роли электронщика, продюсера, композитора-экспериментатора. Брайан Ино (Brian Peter George St. John le Baptiste de la Salle Eno, 15.05.1948) вырос в сельской местности графства Саффолк рядом с авиабазой ВВС США. Благодаря этому соседству Брайан мог слушать музыку, которую ставили на радиоволне Американских вооруженных сил, и влюбился в мелодии раннего рок-н-ролла и doo wop. Учась в арт-школе, Брайан познакомился уже с более "серьёзной" музыкой современных академических и околоакадемических композиторов. Наряду с этим, арт-школа дала будущему музыканту мощный инструмент в виде теории концептуальной живописи и принципов организации "музыкальной скульптуры". Тогда, вдохновившись композицией минималиста Стива Райха It’s Gonna Rain, Брайан начал свои эксперименты с магнитофоном — своим "первым музыкальным инструментом", как он сам его нарёк. Первую известность Ино получил в составе одной из ключевых глэм-рок-групп — Roxy Music, где он играл на синтезаторах и выступал в роле звукорежиссёра. Но экстравагантные одеяния Ино — боа пастельных тонов, бархатные жилетки, изощренный макияж и прочая подобная атрибутика — стали несколько выводить из себя фронтмена группы, Брайана Ферри: тёзка явно перетягивал одеяло зрительского внимания на себя. В итоге, выпустив всего два альбома вместе с Ино, Roxy Music расстается с музыкантом, который, ничуть не смутившись, начинает сольную карьеру. Первый же сольный альбом Ино — No Pussyfooting — был записан с самим Робертом Фриппом из King Crimson. Для него Брайан Ино разработал собственную уникальную систему задержки воспроизведения пленки, окрестив её Frippertronics. Эта разработка позволила гитаре Фриппа производить зацикленные фрагменты с эффектом дилэя и по полной использовать студийные возможности — сама студия звукозаписи превратилась в музыкальный инструмент. Это был один из первых шагов в будущее продюсирования, ещё в 1973 году сделавший Ино одним из пионеров техники сэмплинга, без которой сегодня невозможно представить ни электронную танцевальную музыку, ни хип-хоп. 1975 год оказался в биографии Ино особо значимым: попав в аварию и будучи прикованным к постели в течение нескольких месяцев, музыкант фактически изобрёл музыку эмбиент. Брайан, почти полностью обездвиженный, лежал на больничной койке и не мог протянуть руку, чтобы включить приемник и заглушить раздражавший его шум грозы. И тут его озарило: а ведь музыка может быть такой же атмосферной, словно разлитой в пространстве и просто служить своеобразным предметом обстановки, как, скажем, цвет, свет. При этом она становится ненавязчивой, не нарушает естественного равновесия и не привлекает внимания. Мысли Ино всё ещё разделяют людей на два враждующих лагеря. По одну сторону те, кто полагает, что его научные идеи ведут к эмоциональной стерильности, по другую - те, кто открылся его концептуальной свежести, которую он принес консервативному миру. [минималистичное соло Ино – на 2'25'']