Перейти к основному содержанию

T.O.N.T.O.'S EXPANDING HEAD BAND Tama (Malcolm Cecil/Robert Margouleff) 1971

T.O.N.T.O., или The Original New Timbral Orchestra (Оригинальный Оркестр Новых Тембров) - это первый в мире полифонический аналоговый синтезатор и самый большой синтезатор в истории. Его конструктором и дизайнером является британский джазовый бас-гитарист Малькольм Сесил (Malcolm Cecil, 09.01.1937) Другой участник дуэта - американец Роберт Маргулефф (Robert Margouleff), звукоинженер, музыкальный и кинопродюсер. Синтезатор T.O.N.T.O. является огромной системой, объединившей в себе модули от разных производителей.

T.O.N.T.O.,

Вначале это был модульный синтезатор Moog III. В 1971 году к нему был добавлен ещё один такой же синтезатор, а впоследствии - множество аналоговых синтезаторных модулей: четыре Oberheim SEM, два ARP 2600, модули от EMS, Roland, Yamaha, Serge (марка модульных синтезаторов с "русскими" корнями: фирму Serge Modular Music System основал Сергей Черепнин, внук композитора Николая Черепнина и сын композитора Александра Черепнина и китайской пианистки Ли Сян Мин. Черепнин изучал физику в Гарварде, продолжил обучение в Европе, некоторое время проработал в студии Кельнской высшей школы музыки. С 1968 года он возглавлял электронную студию Нью-Йоркского университета, а с 1970-го обучался в школе музыки Калифорнийского института искусств. Институт имел несколько студий, оснащённых дорогими модульными системами Buchla, однако доступ к ним был ограничен, а в неучебное время эти помещения были закрыты на замок. Безуспешные попытки проводить как можно больше времени в этих студиях, в конце концов, оформились в идею создания собственной модульной системы. Вместе со студентами Ричем Голдом и Рэнди Коэном, Сергей Черепнин решил начать собственное дело. Первые несколько модулей были собраны дома, на кухонном столе. Затем был организован своего рода полуподпольный сборочный цех. Через некоторое время Сергей Черепнин даже попробовал уговорить своего профессора Мортона Суботника отказаться от систем Дона Буклы в пользу своих разработок. В полную силу предприятие Serge Modular Music System заработало примерно в 1975 году, обустроившись в западном Голливуде. Лично занимаясь разработками, Сергей Черепнин улучшил стабильность осцилляторов и сконструировал несколько новых устройств. Системы марки Serge Modular имели репутацию надёжных и устойчивых в работе, разработками фирмы пользовались, в частности, Винс Кларк, Моби и Фрэнк Заппа. В 1986 году Сергей Черепнин продал свое предприятие и до настоящего времени выпуском модульных систем под маркой Serge Modular занимается американская компания Sound Transform Systems) С приходом в 80-х цифрового звука в TONTO был добавлен секвенсор и MIDI управление. Также стоит отметить, что кроме "чужих" модулей, некоторые части синтезатора были разработаны самостоятельно Малькольмом Сесилом при поддержке Сергея Черепнина.

Богатейшая, живая, тёплая звуковая палитра этого уникального инструмента пока что и близко даже не может быть воссоздана или смоделирована никакими современными цифровыми синтезаторами, семплерами или программами. Первый альбом дуэта TONTO's Expanding Head Band "Zero Time" вышел в 1971 году. Альбом наполнен совершенно уникальными звуками, подобных которым в то время ещё никто не слышал, поэтому неудивительно, что пластинка сразу привлекла внимание многих ведущих музыкантов. Среди них был и Стиви Уандер, с которым у TONTO's Expanding Head Band вышло, пожалуй, самое продолжительное, плодотворное и замечательное сотрудничество, начавшееся с альбома 1972 года "Music of My Mind" и продолженное в последующих феноменальных альбомах Уандера: "Talking Book" (1972, дуэт Сесил-Маргулефф получил Грэмми за звукоинженерную работу), "Innervisions" (1973), "Fulfillingness' First Finale" (1974). Во всех этих проектах Сесил и Маргулефф выступили в качестве сопродюсеров, звукоинженеров и программистов синтезатора. Второй сольный альбом дуэта, вышедший в 1975 году, назывался "It's About Time". Все композиции с первого альбома, а также несколько композиций со второго, были опубликованы в формате CD в 1996 году, под названием "Tonto Rides Again". Вот что сказал Стиви Уандер по этому поводу: "Как здорово, что сейчас, в эпоху, когда музыкальные технологии и музыкальная наука достигли высшего этапа своей эволюции, у нас есть возможность вновь услышать музыку двух самых выдающихся пра-отцов электронной музыки. Эту музыку можно сравнить с хорошим вином. С годами она становится только лучше. Я пью за великих... за "Zero Time"! Forever!"