Перейти к основному содержанию

POPOL VUH Improvisation 1971

Эта легендарная группа была основана в 1970 году пианистом и клавишником Флорианом Фрике (Florian Fricke, 23.02.1944 - 29.12.2001). Фрике получил музыкальное образование в консерваториях Мюнхена и Фрайбурга, а в 18-летнем возрасте увлёкся фри-джазом. Забавно звучащее для русского уха название группы восходит к священной книге индейцев майя, повествующей о сотворении мира. Именно с этим источником вдохновения - с древними цивилизациями, покрытыми туманом веков - и будет связано всё дальнейшее творчество Popol Vuh и Флориана Фрике. Popol Vuh, создавая невероятные звуковые панорамы, черпали вдохновение из истории Тибета, Африки и доколумбовой Южной Америки, и подошли к истокам стиля эмбиент и этнической музыки (world music) - Фрике предпочитал называть её "фантастической" или "шаманской", "исконно архаической". В 1969 году Флориан Фрике был одним из двух граждан Федеративной Республики, которые владели Moog Modular (вторым был композитор и дирижёр Эберхард Шёнер), и неудивительно, что в первых двух альбомах группы превалировало гипнотическое звучание синтезатора в сочетании с этнической перкуссией. Мистической книгой индейцев Фрике был очень впечатлен, и синтезатор был не меньшим чудом: он генерировал звуки, которые Флориан никогда не слышал в жизни, но которые, как он рассказывал, он слышал внутри себя, своим внутренним слухом, или же представлял себе. Как сделать их слышимыми всем остальным, он не знал, и синтезатор оказался буквально подарком судьбы. Фрике видел себя в качестве представителя нового глобального человечества, преодолевшего расовые и культурные различия, вообще все возможные различия и границы. В новом мире станет невозможным насилие, а музыка будет играть решающую роль в деле установления мира и высоко-духовного взаимопонимания. Это - утопическая картина музыкально-спиритуального коммунизма: Фрике был одним из провозвестников идеологии нью-эйдж. Popol Vuh также принадлежат саундтреки к фильмам немецкого режиссёра Вернера Херцога, таким, как Aguirre, the Wrath of God/Агирре, гнев Божий, Nosferatu/Носферату, The Enigma of Kaspar Hauser/ Каждый за себя, а Бог против всех и других. Начиная с третьего альбома Фрике постепенно отходит от электронного звучания, сделав сдвиг в сторону акустики. Музыка стала совсем другой, многослойной, скачущей, нервной, куда более живописной, но и куда менее инопланетной. Что касается его Moog Synthesizer III, то его судьба сложилась как нельзя лучше – он оказался у Клауса Шульце.