Перейти к основному содержанию

CZESŁAW NIEMEN Pielgrzym 1975

К сожалению, лишь смерть этого необычного, оригинального и мощного музыканта подтолкнула к тому, чтобы в полной мере оценить масштаб его влияния на польскую и европейскую музыкальную палитру. Один из польских обозревателей указывает на разгадку секрета таланта Чеслава Немена (Czesław Juliusz Wydrzycki,16.02.1939 - 17.01.2004): "Удивительный мир его звучаний и философии жизни возник в результате столкновения двух разных культур, даже в чём-то двух отличных цивилизаций: Востока и Запада, на стыке традиции и современности, музыки старой и новой, народной и городской, светской и религиозной, популярной и классической, джазовой и экспериментальной, акустической и электронной… Он был артистом Ренессанса, который пробивал границы стилей, высказывался в разных областях искусства. Инфантильную рок-музыку он перенёс в иное измерение, привнеся в неё тексты из самых святых канонов великой поэзии". Родился Чеслав Выджицкий на территории нынешней Гродненской области, в деревне Старые Василишки Лидского района и уже в возрасте 9 лет начал петь в хоре местного костёла. Его отец, костёльный органист, во время войны служил в рядах Армии Крайовой, и воспользовавшись приглашением тогдашнего лидера Польши Владислава Гомулки, выехал с семьёй в Польшу. Чеслав поступил в музыкальную школу Гданьска по классу фагота. На родине он побывал только в 70-е. Увиденное настолько поразило его, что Немен засветил фотопленку, на которой хотел запечатлеть с детства знакомые места, хотя до конца жизни очень тепло отзывался о Белоруссии. Несмотря на то, что в Польше идеологическое давление было несомненно слабее, чем, в Союзе, Немена, в числе прочих эстрадных идолов, бичевали как за внешний вид, так и за исполнительскую манеру, которая уже вобрала в себя актуальные приемы современной западной музыки. Немен: "Я просто использую элементы, которые существуют в классике, которыми пользовались выдающиеся композиторы прошлого. На этой базе можно создать много нового, оригинального. Так что я не поддерживаю способ исполнения классики в стиле рок-н-ролла. Вообще, мы все говорим про какую-то современную молодежную музыку. Но такой музыки просто не существует. Есть просто хорошая музыка. Или ее нет вообще…Я стремлюсь построить своеобразный мостик от серьезной музыки к популярной. В их синтезе — неисчерпаемые возможности".