Перейти к основному содержанию

RUSH Tom Sawyer 1981 #25 UK #44 US

Самую выдающююся группу Канады всех времен организовали учившиеся в средней школе с углубленным изучением истории сын югославских эмигрантов Александр Живоинович и отпрыск польских евреев Гари Ли Вайнриб. Впоследствии Саша взял звучный псевдоним Алекс Лайфсон, а Гари Ли превратился в Гедди Ли (Geddy Lee, Gary Lee Weinrib, 29.07.1953), в память о том, как звала его в детстве на идиш мать (а за ней весь белый свет, так и не сумевший запомнить трудную фамилию музыканта). Морис Вайнриб и Маня Рубинштейн были узниками концлагеря Берген-Белзен, когда 15 апреля 1945 года авангард британской 11-й бронетанковой дивизии обнаружил на территории лагеря смерти, в котором бушевала эпидемия тифа, 53 тысячи полуживых заключённых и 13 тысяч непохороненных тел. О своём происхождении Гедди говорил так: "Еврейское у меня только чувство юмора и нос". С момента выпуска в 1974 году дебютного альбома, Rush получили известность благодаря инструментальной виртуозности своих участников, сложным композициям и эклектичной тематике текстов, заимствованной из научной фантастики, фэнтези и философии, а также обращающейся к гуманитарным, социальным, эмоциональным и экологическим темам. В музыкальном отношении стиль Rush развивался на протяжении многих лет, начиная от вдохновлённого блюзом хэви-метала к стилям, охватывающим хард-рок и прогрессив; великолепные инструменталисты, музыканты втроём добивались такой мощности и плотности звучания, что и не снилась иному квинтету. На 80-е годы приходится период увлечения Гедди синтезаторами, и в это время канадским трио были записаны альбомы, на которых группа помимо арт-прогрессива и хард/хэви поэкспериментировала с новой волной, ска, регги и поп-роком, впрочем, без балансирования на грани излишества. Эти блестящие работы привлёкли к ним внимание широкой аудитории и ввели Rush в пантеон рок-богов. Некоторые фанаты горестно сетовали на то, что начиная с альбома Moving Pictures Rush чересчур стали напирать на клавишные, но группа находилась в неотразимой форме, да и в любом случае, 80-е были той эпохой, когда стирались границы между музыкой и технологиями. А Rush безупречно сочетали и то, и другое. Ли: "Тенденции в музыке приходят и уходят. Представляется маловероятным для нас обратиться к какому-то конкретному течению. Наш интерес к другим музыкальным направлениям должен оставаться честным. Я могу уважительно относиться к какому-то явлению современной музыки и могу хотеть узнать о нём больше. Когда произошла синтезаторная революция, я рвался узнать всё об этих новых музыкальных инструментах для того чтобы интегрировать их в нашу музыку". Впоследствии, с середины 90-х годов Rush постепенно вернулись к гитарно-ориентированному прогрессив-металлу. [Зловещий гроулинг вступления принадлежит синтезатору OberheimOB-X, соло Гедди Ли на Minimoog – на отметке ролика 1:36 – 2:02]