Перейти к основному содержанию

Основы гитарного звука

источник

Вступление

Здравствуй, дорогой друг. Если ты пришел в эту тему чтобы узнать, как сделать звук как у миталики, мне придется тебя разочаровать - эта тема предназначена не для этого. Если же ты пришел сюда познать секреты хорошего гитарного звука при игре через компьютер, то ты пришел по адресу. Вообще, если серьезно, то эта тема будет полезна как тем новичкам, которые вообще не представляют, что такое гитарные эффекты и как они устроены, так и тем, кто об этом осведомлен, но до этого никогда не имел дел с программным перегрузом, и хочет попробовать.

В принципе, эта тема также пригодна и для тех, кто играет через комбик и педальки/проц, так как вещи, которые будут здесь описаны, применимы и к аналоговой аппаратуре - в этом случае просто сразу переходите к секции о преампах, кабинетах и прочем. Всем остальным же, перед тем, как начать собирать цепочки из десяти виртуальных миталзон, нужно сделать несколько простых (хотя это как повезет) вещей.

...И прежде, чем мы начнем - небольшая пометка. В статье часто встречается слово "ампсим". Оно образовано от английского ampsim, что в свою очередь является аббревиатурой от amplifier simulator - то есть симулятор усилителя (разумеется, гитарного). Однако, в статье слово "ампсим" используется в более широком значении и включает в себя как непосредственно ампсимы (симуляторы отдельностоящих гитарных усилителей), так и программы-комбайны типа Guitar Rig, которые могут выстраивать цепочку из множества моделей аппаратуры, не всегда относящейся непосредственно к усилению гитарного звука. Короче, в данной статье слово "ампсим" означает скорее "программа для обработки гитарного звука", какой бы простой или сложной она ни была.

Итак, поехали!

Настройка звука и выбор программы

Так как мы имеем дело с цифрой, правильно настроеные входные уровни - это жизненно важный элемент крутого гитарного саунда, поэтому если вы еще этого не сделали, настройте себе ASIO и правильные входные уровни . (практически каждый ампсим обладает ручкой регулировки входного уровня (обычно называется In или Input), но она предназначена для других целей, а именно - дает дополнительную возможность подгружать/недогружать усилитель; криво настроеный входной уровень эта ручка не исправит.).

После того, как вы правильно настроили себе входные уровни, вам необходимо определиться, через что вы собираетесь играть. В этом вам поможет вот эта тема . Если у вас что то не получается - для начала убедитесь, что вы правильно настроили ASIO . Загляните и вот в эту тему - она хоть и написана для пользователей Guitar Rig, но многие проблемы с другими ампсимами имеют похожее решение. Если ваш ампсим бывает только в виде файла .dll - значит это VST-плагин , и для его использования нужен секвенсор . Если вы хотите купить себе хорошую звуковуху для игры на гитаре, к вашим услугам вот эта тема .

Не забывайте, что выходные уровни тоже не должны зашкаливать, потому что зашкаливание также плохо сказывается на звуке. Если мало громкости - используйте ручку громкости на своей аудиосистеме, не нужно для этого посылать уровни звука в стратосферу в самом ампсиме.

Шум

Шум - неотьемлемая часть гитарного звука, ибо гитарный перегруз - это по сути многократное усиление звука, поэтому любой, даже самый незначительный фон как правило усиливается до вполне слышимой громкости (чем больше гейна - тем больше шума). Для борьбы с шумом в ампсимах как правило есть нойз-гейт.

Noise Gate. Распространенная и часто применяемая разновидность шумодавов. Убирает шумы путём подавления звуков ниже определённой громкости (эта громкость регулируется). Главная ручка - Threshold, то есть тот самый порог, ниже которого будет звуковой вакуум. Регулируется на слух, цель - чтобы отрезало только фон (разумеется, при этом желательно ничего не играть). Принято использовать на сатанинском хайгейне, но строго говоря не обязателен. Обычно ставится в начале цепочки, но некоторые гитаристы ставят гейт после педали перегруза (но не все ампсимы это позволяют).

Noise Reduction. Попадается в некоторых ампсимах. Вычитает шум из сигнала (при этом замыливая звук). Категорически не рекомендуется к использованию, за исключением случаев совершенно астрономических шумов. И то в этом случае лучше вложиться в нормальное оборудование и экранировку гитары.

Преамп, оконечник, голова, комбик, кабинет

Вы наверняка уже слышали эти слова и думали, что все эти вещи - одно и то же. Если так, то вы жестоко ошибались.

Предварительный усилитель (предусилитель, пред, преамп и т.д.) - усиливает сигнал со звукоснимателей до линейного уровня и собственно по большей части формирует характер звука. Имеет самое большое количество крутилок.

Оконечный усилитель (оконечник, конец и т.д.) - усиливает сигнал с преда до уровней, которые вызывают недовольство соседей. Как правило, снабжен только крутилкой громкости, которая всегда вывернута на 6 часов.

Кабинет - башой такой ящик с динамиками, из которого доносится сатанинский хайгейн. Воспроизводит звук, подаваемый с оконечника (который в свою очередь берет звук из преда).

Головной усилитель (голова, башка, ЛАМПОВАЯ ГОЛОВА!!!!!!! и т.д.) - комбинация преда и оконечника в одной коробощке. Вон тот ящичек с крутилками и надписью "Marshall" - это и есть голова.

Комбоусилитель (комбик, комбарь) - комбинация преда, оконечника и кабинета в одной коробощке. Считай, динамик с встроеным в него головным усилителем.

Несколько фактов касаемо кабинетов:

  • Кабинет формирует 63.178% гитарного звука, поэтому от выбора кабинета во многом зависит итоговое звучание.
  • В кабинете стоят специальные гитарные динамики, поэтому нельзя играть с перегрузом без наличия кабинета или эмуляции оного.
  • Для того, чтобы записать звук перегруженой гитары, кабинет "снимают" микрофоном.
  • Все ампсимы эмулируют звук гитары через усилитель, снятый микрофоном. По этой причине сравнивать живой комбик и цифровую эмуляцию - неверно.
  • Подробнее о том, как они влияют на звук и как ими пользоваться, рассказано в этой теме.

 

Различные ампсимы могут эмулировать различные виды оборудования. Если ампсим представляет собой отдельный преамп или отдельную голову - после него обязательно нужно ставить эмулятор кабинета, иначе будет плохо. То же самое касается и комбайнов вроде Guitar Rig, TH2, Amplitube и иже с ними - если у вас в цепочке эффектов есть голова, после головы всегда должен следовать кабинет.

Таким образом, правильная последовательность оборудования для усиления гитарного звука это "преамп->оконечник->кабинет". Так как кабинет является завершающим (и крайне важным) этапом формирования звука, без кабинета (или его эмуляции) играть нельзя.

Крутилки на усиляторе

Несмотря на всё многообразие усилителей, у многих из них имеются крутилки с одними и теми же названиями и одними и теми же функциями. Рассмотрим набор крутилок типичного усилителя.

Gain (иногда Drive) - регулирует количество гейна (мяса), получаемое в преампе.
Volume (иногда Master, Output) - громкость выходного сигнала. Нередко присутствуют две крутилки (к примеру, Master и Output) - в этом случае первая отвечает за гейн в оконечнике (влияет как на громкость, так и на характер звука), а другая - за выходные уровни звука (влияет только на громкость звука).
Блок эквализации обычно имеет 4 ручки: Bass/Low (низкие частоты), Middle (средние частоты), Treble/High (высокие частоты) и Presence (тоже высокие, только немного в другом диапазоне).

Практическое применение блока эквализации:
Bass - чем больше баса, тем больше жыра и тем меньше читаемости
Middle - чем больше середины, тем больше наполняется звуковая палитра (для тяжелых стилей не стоит перебарщивать ибо перегруз становится картонным)
Treble и Presence - чем больше верхов, тем больше читаемости, подчеркивается атака, но сушится и опластмассивается звук

Также, на некоторых усилителях встречаются дополнительные крутилки:
Contour/Mid Freq - это своего рода регулятор работы регулятора середины (Middle). Фактически - регулирует диапазон частот, на которые влияет крутилка Middle; то есть - чем выше/ниже Contour, тем более "высокую"/"низкую" середину поднимает/опускает крутилка Middle. Как правило встречается на хайгейновых усиляторах для более тонкой подстройки звука (хотя реальные пацаны юзают пре-, разрыв- или пост-эквалайзеры).
Low end, Depth - регулятор самого нижнего низа, встречается на хайгейновых усилителях. В самом высоком положении и на высоком гейне эта крутилка способна вызвать землетрясение, с соответствующим результатом в виде абсолютной нечитаемости звука. Короче, все, что справедливо для ручки баса, справедливо и для этой ручки.
Resonance - симулятор сопротивления гитарного кабинета ламповому усилителю мощности. Нужна при использовании с импульсами кабинетов, получеными не через ламповый усилитель (например Redwirez), в случае чего её желательно выкрутить до максимального или околомаксимального значения.

Помимо крутилок, на усилителях часто есть еще и различные переключатели. Прежде всего, это переключатели каналов. Каналы обычно бывают чистыми (Clean) и перегружеными (Drive). Думаю, несложно догадаться, что чистый канал - для слабаков, а перегруженый канал - это то, что надо. Также, встречаются различные вариации на тему переключателей каналов - например, бывают усилители с несколькими перегружеными каналами, каждый с разной степенью перегруза (например, каналы Rhythm и Lead на многих усилителях) и/или с разным характером перегруза (например, каналы Raw, Vintage, Modern на Mesa Boogie). Встречаются также различные переключатели вроде Bright, Focus, Shape и другие. Разумеется, все встречающиеся в природе ручки описать невозможно, поэтому иногда придется действовать по ситуации - используйте свои уши.

Распространенные ошибки начинающих

Вы - далеко не первый, и, к сожалению, далеко не последний человек, который первый раз сталкивается с цифровым перегрузом в частности, и с гитарным звуком вообще. Кумулятивный опыт поколений показывает, что большинство начинающих совершает одни и те же ошибки. Кумулятивный опыт поколений также подсказывает, что данные здесь советы скорее всего будут проигнорированы, но для очистки совести я все же поведаю вам о дерьме, в которое вляпывается каждый начинающий, без исключения.

Гейн
Первое и самое распространенное заблуждение - "гейна много не бывает". Каждому новичку хочется "БОООЛЬШЕЕЕ ГЕЕЙНАА", потому что кажется, что "ЧЕМ БОЛЬШЕ ТЕМ КРУУЧЕ", но увы - нет, не круче. Возможно, такое впечатление складывается потому, что большое количество гейна скрывает кривизну рук на начальных этапах, но в дальнейшем каждый нормальный гитарист (убежденных говнарей в расчет не берем) приходит к выводу, что выкручивать гейн на 6 часов - большая ошибка.

Бас
Не стоит забывать о том, что гитара не является полностью самодостаточным инструментом, хоть и захватывает довольно широкий диапазон частот. Этот пункт в первую очередь упирается в ручку баса, которую новички также склонны выкручивать на максимум (ибо ручка баса добавляет жыру). Поскольку атака гитары находится в верхнем диапазоне (около 8 кГц), при добавлении низких частот эта самая атака начинает размазываться. С другой стороны, это не значит, что весь низ нужно срезать! Низ тоже нужен (в меру), иначе гитара превратится в сухарь.

Громкость
Не забывайте, что виртуальный усилитель не должен зашкаливать, иначе даже самый крутой звук превратится в зудосрач - следите за выходными уровнями.

Уровни звука при игре
Неумелое обращение с громкостью чревато различными проблемами со слухом в долговременной перспективе - поэтому сохраняйте безопасные для слуха уровни звука, и обязательно периодически делайте перерывы на 5-10 минут. Особенно это касается игры в наушниках. Берегите свои уши, и не думайте, что проблема вас не коснется - когда коснется, будет уже поздно.

Также, рекомендуется к ознакомлению вот эта статья .

Руки
Не забываем, что играем мы руками, а не усилителем. Руки, руки, и еще раз руки! Играть ровно, четко, с сильной атакой.

Кабинет
Я уже это упоминал, но многие все равно игнорируют важность этого момента. Без кабинета играть нельзя.

MOAR FX!!!11111
Многие начинающие любят утопить свою гитару в компрессии, дилеях, ревербе, хорусах, фленджерах и прочих эффектах. Поверьте, это не звучит круто. Это звучит мутно, нечитаемо и фальшиво. Не вешайте эффект, если вы точно не знаете зачем он вам нужен. Да, я понимаю, что без реверберации звук сухой как доска - но эту досочность прекрасно лечит немножко реверба, вовсе не обязательно делать звук как в пещере.

Гитарные усилители

В мире существует просто невообразимое количество усилителей. Разумеется, все их перечислять мы не собираемся, а перечислим лишь некоторые, часто встречающиеся в ампсимах усилители. Стоит отметить, что в принципе усилители (пусть и весьма условно) можно разделить на некие подобия семейств благодаря тому, что схемы многих усилителей, в общем то, схожи и рождают пусть и не идентичный, но похожий друг на друга звук. Например, вы можете найти бесчисленное количество различных вариаций Маршаллов (и маршаллообразных усилителей) в различных ампсимах, но все они в той или иной степени будут звучать как Маршалл. Потому что иначе Маршалл - не Маршалл.

По причине законов об авторских правах, ни в одном ампсиме вы не увидите моделей усилителей под своими настоящими названиями (за исключением случаев лицензированых моделей, как например в Amplitube). Тем не менее, многие модели усилителей всегда можно узнать если не по внешнему виду, то по названию. Накрайняк всегда можно залезть в инструкцию к ампсиму, или погуглить.

Твидовые Fender
Fender Bassman - усилитель из лохматых годов. Совсем лохматых. Первая модель Bassman была выпущена аж в 1948 году (однако та модель, которую часто можно встретить в ампсимах, основана на Bassman 1959 года) и, как это следует из названия, изначально предполагался для баса, и по сути является единственным в истории басовым усилителем, популярным у гитаристов. В семейство твидовых также входят Champ и другие похожие модели, поэтому эмуляции этих усилителей почти всегда называются Tweed и имеют характерную твидовую окраску. Разумеется, ни о каком хайгейне на таких усиляторах речь не идет - клинский клин, а также хороший, годный винтажный кранч.

Черномордые Fender
Еще одно семейство усилителей, часто встречающееся в ампсимах, и включающее в себя различные модели Twin, Super-Reverb и иже с ними. Поскольку черномордые также были выпущены в лохматых годах, мощей усилителя обычно хватает только на легкий кранч (по количеству гейна он часто проигрывает даже своей твидовой родне), однако, с педалями перегруза дружат куда лучше твидовых, за что и заслужил себе репутацию у блюзменов (в частности, SRV) и даже многих крутых рокеров. Обычно имеют узнаваемый фендеровский вид и название, намекающее на конкретную модель (USA + год выпуска, или что нибудь в этом роде).

Vox AC30
Усилитель Битлз. Усилитель Брайана Мэя. Усилитель говноинди- и бритпоп-музыкантов. Усилитель Брайана Адамса. Даже какие-то известные панки зачем-то играют через вокс. Православный усилитель лохматых годов, впервые был выпущен в 1958 году. Имеет узнаваемый красно-коричневый окрас, по которому можно безошибочно узнать этот усилитель в любом ампсиме. В ампсимах обычно обозначается либо чем нибудь, созвучным его названию (Fox, AC Box), либо просто British (ибо, в отличие от творения пиндоса Лео Фендера, был изобретен в православной Англии).

Поскольку AC30 и его родственники также являются древнегреческими усилителями, он также не сможет выдать приличного гейна без педалей перегруза. Хорошо откликается на грелки, но всё также непригоден для адового хайгейна.

Marshall
Это семейство усилителей не требует представления. Все знают эти черно-желтые усилители, на фоне которых постоянно фотографируется Слэш. В рядах Маршаллов много различных моделей (Plexi, JTM45, JMP1, JCM800, JCM900...) с различным звучанием, но все они так или иначе имеют узнаваемый маршалловский рычащий звук. Некоторые представители семейства Маршалловых имеют достаточно гейна чтобы изрыгать митол без всяких говнарских примочек, но решительно все они пригодны для руления православного рокового саунда. В ампсимах обычно изображаются в черно-желтом виде и называются Plexi, 800, British или как-то так.

Mesa/Boogie
Знаменитая мясобуга ректифаер, мечта всех говнарей и любого не слишком разборчивого митолиста. Этот усилитель выкован из митола и создан для митола. Он заполнен митоличностью чуть более чем полностью, и изрыгает адов митол, стоит только его включить.

Однако начинающих митолистов, которые не читали этот гайд, ждет большое разочарование. Во-первых, популярность ректифаера - во многом результат маркетинга, а настоящие мужики играют на мясобугах серии Mark. Во-вторых, собственный перегруз у ректифаера достаточно бубнящий и ни разу не митоличный, что нередко приводит к разочарованию юных дарований. Но так, как мы крутые чуваки и читаем мой гайд, открою вам простой секрет - используйте грелку. И тогда мясобуга запоет и сокрушит ваших соседей адовым митолическим митолом не хуже Марков.

В ампсимах ректа часто изображается весьма похоже на ее внешний облик - серебристая металлическая панель, характерный логотип и блестящие крутилки. Названия можно встретить разные - Gratifier, Recto, LeCto, иногда даже просто Metal. Марки встречаются намного реже, и как правило называются именем страны производителя (American). Их можно отличить по характерному внешнему виду (на Марках очень много кнопочек и переключателей, и часто есть пятиполосный эквалайзер).

Peavey 5150, Peavey 6505, EVH 5150
Пиво. Усилитель, сделаный по заказу Эдди Ван Халена. Гейн. Много гейна. Х%ева гора гейна! Сокрушительные низы! Плотный, рычащий перегруз без всяких грелок! Еще один усилятор, популярный у митолистов. В ампсимах может называться по разному, но поскольку он также имеет неповторимый внешний вид, узнать его в лицо тоже достаточно просто. Поэтому сходите в гугл и посмотрите, как выглядит решетчатая морда этого усилителя. Если вы собрались играть сатанинский хайгейн - можно начинать и закончить ваш поиск на этом семействе усилителей.

Прочие усилители
Разумеется, в ампсимах можно встретить и кучу других приборов. Если вы ищете мясогейн - можете поглядеть модели Bogner, ENGL, Randall, Carvin, Diezel или Soldano. Если вы ищете более классического звука - взгляните на модели Orange или HiWatt. Не забывайте также и про то, что у многих усилителей несколько каналов, как чистых так и перегруженых, и каждый из них потенциально может оказаться тем, что вы ищете, так что не бойтесь выходить за рамки зоны комфорта и пробовать разные усилители.

Также не забывайте, что в целом, многие усилители взаимозаменяемы в рамках одного семейства - например, Soldano часто можно заменить усилителем Marshall, возможно в сочетании с педалью перегруза и эквалайзером. Не расстраивайтесь, если эмуляции нужного вам усилителя не существует - просто поищите что-нибудь похожее.

Педали перегруза

Наверняка все слышали про некие "педали перегруза" и как их любят все гитаристы, а некоторые наверняка даже видели картинки с кучей маленьких коробочек с крутилками у какого нибудь крутого гитариста. Откуда взялись эти штуки и что они делают?

Педаль перегруза - это небольшое (чаще всего транзисторное) устройство, которое дает свой собственный эффект перегруза в дополнение к перегрузу усилителя. Несмотря на то, что существует огромное количество педалей перегруза, все они делятся на три типа: овердрайв (слабая степень перегруза), дисторшен (православная степень перегруза), и фуз (крайняя степень перегруза, превращающая звук в зудосрач).

Изначально, педали перегруза появились как карманная замена гитарным усилителям, и предпологались к использованию без усилителей. Но как то раз гитаристы обнаружили, что если воткнуть такую педаль в усилитель, получался прикольный звук, и с тех пор педали перегруза стали использоваться как педали перегруза.

Различают два способа использования педалей перегруза - как собственно перегруз, и как т.н. "грелку". Чтобы использовать педаль как перегруз, нужно... Да ничего особенного не нужно, просто воткнуть педаль до усилителя и настрорить по вкусу. С грелкой же не так все просто.

Само слово "грелка" образовано от выражения "прогревать усилитель". Процесс прогрева усилителя заключается в подаче более громкого сигнала, чтобы проще было вгонять усилитель в перегруз. То есть - вместо того, чтобы снабжать усилитель собственным перегрузом с педали, грелка снабжает усилитель более мощным сигналом, чтобы получить более сильный перегруз самого усилителя.

Чтобы использовать педаль перегруза как грелку, нужно сбавить степень перегруза на педали (то есть - убрать гейн) и вместо этого выкрутить громкость выходного сигнала из педали (обычно - ручка Volume или Level).

Итак, подытожим:

  • Педали перегруза - это круто, но не обязательно
  • Перегруз бывает трех видов, в зависимости от степени (овердрайв, дисторшн, фуз)
  • Педали перегруза можно использовать как перегруз или как грелку
  • Грелка - это слабый перегруз с сильным выходным уровнем

 

На большинстве педалей перегруза органы управления идентичны и работают одинаково: ручка гейна регулирует количество перегруза, ручка Level - выходной уровень. На педалях также могут попадаться ручка тона или собственный блок эквализации (как на усилителях), а также могут быть различные переключатели, которые так или иначе влияют на работу педали. Все их перечислять, разумеется, бессмысленно, так что если не знаете, что делает та или иная ручка - используйте свои уши. Однако, назначение часто встречающихся ручек я все же перечислю:

Drive - собственно, ручка гейна.
Ручки эквализации - позволяют регулировать частотный состав звука. Работать могут либо как эквалайзер, либо как фильтр, в зависимости от педали. Ну или не присутствовать вообще.
Level - выходной уровень, т.е. громкость. Именно ее нужно выкручивать, если вы хотите использовать педаль как грелку.

Также как и модели усилителей, в ампсимах по причинам законов об интеллектуальной собственности педали перегруза не будут называться так, как они называются в реальном мире, но часто по внешнему виду и названию педали можно понять, что именно эмулируется. Например, Tube Screamer может называться "Overscream", "Cream Tube", "Scream 808" (намек на модель TS808), "Scream 9" (намек на модель TS9), и чаще всего имеет ярко зеленый цвет. То же самое относится ко всем остальным педалям - ProCo Rat обычно называется Bat (R47, Rodent...) и имеет черный цвет, MetalZone выполнен в черно-желтой гамме и обычно называется Metal-что нибудь (Metal Clone, Metal Tone, Metal Distortion и т.д.), и все в таком духе. Что эмулирует конкретная педаль в конкретном ампсиме всегда можно найти в мануале к ампсиму или в гугле.

Теперь рассмотрим основные типы педалей, области их применения и примеры звучания.

Treble booster (требл бустер)
Олдскульная примочка, из тех времен, когда группи были красивее, водка вкуснее, а трава – забористей. Суть примочки - добавление высоких частот, посему обычно используется в качестве грелки для старообрядных ламповых усилителей (вроде Vox AC30), которые звук имеют теплый и ламповый настолько, что бубнят и ворчат невыносимо глухо. Юзали требл бустер многие столпы православного гитарного звука – Мэй, Галлахер, Айомми, Блекмор. Обращаться аккуратно, ибо вместе с верхами вытаскивает наружу и шум. Категорически непригоден для сатанинского хайгейна.

Tube Screamer (скример, ламповая кричалка, зеленый нагнетатель)
Сферическая грелка в вакууме. Легендарная педаль овердрайва, выпущенная фирмой Ibanez в бородатые годы. Как и многие другие овердрайвы, скример имеет довольно серединистый звук, за что ее и любят (особенно соло-гитаристы и блюзмены). Играли в нее, пожалуй, все, кто вообще в состоянии держать в руках гитару, так как скример применим практически в любых стилях, как для соло, так и для ритма. Также заметно подрезает низ и поэтому очень помогает в излечении бубнящего перегруза усилителей.

Разумеется, существует большое количество других овердрайвов, но в целом все они примерно одинаковы в обращении, и различаются только характером (кто посерединистее, кто поверхастее, кто понизастее) и количеством перегруза. Скример или его эквиваленты всегда очень легко найти в ампсимах - как правило, они следуют цветовой гамме оригинала (скример - зеленый, BOSS OD-1 - желтый) и называются так, что всегда понятно, что эмулируется (808, OverScream, Overdrive...).

Педаль перегруза (тысячи их!)
Педали перегруза ВНЕЗАПНО популярны у рокеров и митолистов. Существует их невообразимое количество, едва ли не больше, чем поджанров экстремального митала. В связи с этим, какие-то конкретные педали выделять бессмысленно, поэтому просто загляните в арсенал педалей любимого гитариста. Часто вы найдёте там что-нибудь вроде MXR Distortion+, ProCo Rat, BOSS DS-1... Многие из популярных педалей можно найти в различных ампсимах.

На многих педалях перегруза также есть полноценный блок эквализации (например, на BOSS MT-2 Metal-Zone), который позволяет накручивать широкий спектр звучаний - от православного серединистого перегруза, и до сатанинского хайгейна с вырезаной серединой. Нередко педали перегруза используются не в сочетании с, а вместо родного звука усилителя (т.е. в чистый канал). Многие педали в принципе создавались с целью воспроизвести звук определенных усилителей (например Wampler Pinnacle), и поэтому хорошо работают в этом качестве.

Fuzz (фуз)
Фуз - это крайняя степень перегруза, и эта примочка превращает звук в зудосрач. Но если играть в неё через усилитель, то благодаря кабинетам зудосрачность сглаживается и получается такой своеобразный шершавый звук. Эффект фуза бы обессмертен Джими Хендриксом, Дэвидом Гилмором (все помним соло из Time?), Мэтью Беллами и кучей других гитаристов. Эффект тяжеловат в обращении и звучит очень специфически, поэтому как правило умение играть с фузом свидетельствует о прокачаном скилле игры на гитаре. Рекомендуется играть в чистый канал.

Модуляционные эффекты

Всем нам иногда хочется разнообразить свой звук, однако на одних перегрузах далеко не уедешь, и иногда хочется чего нибудь эдакого. Для этой цели были придуманы модуляционные эффекты. Основаны они в большинстве своем на задержке сигнала и повторении его одновременно с основным, в результате чего возникают интересные эффекты.

Большинство модуляционных эффектов очень хорошо слушаются на соло, а также очень выигрышно звучат на клине и позволяют разбавить неинтересность чистого гитарного звука в руках человека, на чистом звуке играть не умеющего. Решительно все модуляционные эффекты имеют крутилки Rate и Depth. Rate изменяет скорость модулационных эффектов, а Depth - глубину модуляции (чем больше Depth, тем заметнее эффект). Таким образом, можно добиваться как едва заметного "подкрашивания" звука, так и полного уничтожения любого намека на гитарность.

Chorus (хорус)
Эффект, ставящий своей целью эффект многоголосия, т.е. хора (отсюда и название) путем создания копии основного сигнала и микроскопических изменений в высоте второго сигнала (как бы "расстраивая" гитару). К сожалению, свой цели не достигает (создания эффекта хора), но эффект все равно получился интересным.

Flanger (фленджер)
Другой эффект, также основаный на тех же принципах, но вместо изменения высоты изменяется величина задержки двух сигналов, благодаря чему создается эффект "гребенчатого фильтра" (часть частот вычитается друг из друга, образуя частотные "дыры").

Phaser (фейзер)
Еще один занимательный эффект, делающий звучание похожим на пролетающий мимо истребитель. Достигается засчет переменных фазовых сдвигов двух сигналов. Этот эффект очень любит Эдди Ван Хален.

Tremolo (тремоло)
Представьте себе, что у вас есть личный негр, дергающий ручку гейна туда-сюда, пока вы играете. Вот это и есть педаль тремоло. Кстати говоря, нередко попадается во встроеном в комбик виде. Ручка Rate регулирует скорость вращения ручки негром, а Depth - расстояние, на которое он ее вращает (чем сильнее, тем более заметен эффект). Ъ лампофаги советуют ставить этот эффект до перегруза.

Прочие эффекты

Верите или нет, даже на этом список распространенных гитарных эффектов не заканчивается. Вообще говоря, этот список не закончится никогда, ибо всегда найдется какой нибудь Buckethead, Том Морелло или Мэтью Беллами, который присобачит к гитаре какой нибудь выкидыш современных технологий и скажет новое слово в области гитарного звука. Но вернемся же к нашим более традиционным баранам.

Wah-wah (вау-вау, квакушка, квак)
Пожалуй, самый узнаваемый и самый харизматичный гитарный эффект, пионером использования которого стал Джими Хендрикс, а Кирк Хэммет как то сказал, что если у него захотят отобрать квакушку, ее придется отпилить вместе с ногой. Эффект по сути является частотным фильтром, управляемым ногой с помощью педали. Кстати, в фиксированом положении может давать весьма своеобразное звучание (как пример - Dire Straits - Money For Nothing).

Auto-wah (автовау, автоквак)
То же, что и wah-wah, но управляется не ногой, а автоматически, как правило либо на основе входного уровня (т.е. квакает в ответ на атаку медиатора по струнам), либо просто циклически по таймеру.

Delay, Echo (дилей, эхо, эффект задержки)
Создает эффект эхо. Время задержки сигнала настраивается ручкой Time (иногда Delay). В ампсимах обычно можно настраивать в миллисекундах или в долях такта по отношению к BPM (то есть привязывать время задержки к длительностям). Также попадается т.н. Tap-tempo, что позволяет настраивать длину задержки отстукивая ритм.

Как правило, имеет обратную связь (многократное эхо, настраивается ручкой Feedback). В зависимости от положения ручки Feedback можно добиться практически бесконечного повторения сигнала (психоделичность!). Также обычно настраивается степень примеси сигнала эхо к основному сигналу (ручка Mix, иногда Dry/Wet), позволяя сделать повторения как очень тихими, слабо заметными по сравнению с исходным сигналом, так и очень громкими и заметными. Дилей очень любят соло-гитаристы, так как дилей заставляет даже просто одну ноту звучать круто.

Reverb (ревер, реверб)
Создает эффект нахождения в каком-нибудь пространстве - от маленькой комнаты и до огромного концертного зала. В принципе, работает по тому же принципу, что и дилей, с той лишь разницей, что вместо отдельно различимых "эхо" звук рассеивается и затухает постепенно. Существуют различные виды реверберации - пружинная, пластинчатая итд, но все они направлены на воспроизведение одного и того же эффекта (просто дают немного разный звук).

Compressor (компрессор, иногда по ошибке называется сустейнером)
Сглаживает разницу между тихим и громким звуком. Фактически - увеличение сустейна ценой уменьшения динамики и поднятия уровня шума. Как правило, встречается с двумя ручками - чувствительности (Sensitivity, Compression и иже с ними), и выходного уровня. Также может использоваться как своего рода грелка, если выкрутить выходной уровень.

Booster (бустер)
Просто увеличивает громкость звука. Полезно, когда вы хотите "подогреть" усилятор, но при этом не хотите подмешивать к звуку собственный перегруз педали (бустер перегруза не дает).

Volume Pedal (педаль громкости)
Девайс, схожий с кваком по принципу работы (т.е. управляется педалью), но фактически это бустер наоборот - то есть делает звук тише. Полезно когда вы не умеете пользоваться ручкой громкости на гитаре.

Equalizer (эквалайзер)
Тут, собственно, и обьяснять нечего - изменяет частотный состав звука на манер крутилок на усилителе.

Pitch-shifter, Harmonizer (питч-шифтер, гармонайзер)
Эффект, примешивающий к исходному сигналу его копию, отстоящую от него на определенный музыкальный интервал (в разных пределах, в зависимости от конкретного прибора). В частных случаях может глушить исходный сигнал, выдавая только сигнал со смещением тона, в этом случае прибор позволяет менять строй инструмента, не меняя натяжения струн.

Из-за сложности алгоритмов сдвига частот строго на музыкальные интервалы, питч-шифтер может выдавать довольно некачественный результат, поэтому чудес не ожидайте.

Octaver (октавер)
По сути, питч-шифтер с фиксированым сдвигом в 1-2 октавы (вниз или вверх).

Looper (лупер)
Строго говоря, не является "эффектом", но тем не менее иногда и про него задают вопросы. По сути является "повторителем" сыгранного. Полезен когда, например, вы придумали офигенный рифф и вам захотелось поджемить и поиграть под него соляки, но некому играть ритм. В этом случае вы включаете лупер, ведете запись риффа, и всё - лупер начинает без конца повторять сыграное вами, в то время как вы рубите соляки под свою же ритм-секцию.

Нам, компьютерным гитаристам, лупер в принципе особо не нужен, ибо у нас есть секвенсоры и умные ампсимы, которые умеют всё повторять без всяких луперов, а вот бедным аналогофагам он пригодится.

Whammy Pedal (вэмми, вамми)
Тот же питч-шифтер, только с педалью, благодаря чему позволяет менять смещение туда сюда, подобно машинке (флойду) на гитаре. Яркий пример применения - Duck Song группы nobody.one. Переключив эту педаль в режим "бенд на октаву вниз" и поставив после нее перегруз и квакушку, можно играть дабстеп.

Leslie (лесли)
Строго говоря, не является эффектом. Все помним специфический "вращающийся" звук рок-органа хаммонд? Так вот, какие то извращенцы как то раз решили пустить через него гитару. То есть фактически лесли - это не эффект, это просто специальный гитарный (а точнее, органный) кабинет, часто с вращающейся перед микрофоном пластиной (которая и создает этот самый "вращающийся" эффект лесли). Не очень популярен в широких массах, но все равно стоит его упомянуть.

Talkbox (токбокс)
Все помним знаменитые гитарные "у-уээ-у-уэээ" Bon Jovi? Вот это - токбокс. Сам токбокс принципиально не воспроизводим в цифровом виде, так как работает путем снятия микрофоном звука гитары у гитариста во рту. Тем не менее, существуют аппроксимации подобных эффектов на основе формантных фильтров (тот же принцип применяется в дабстеповых "уап-уап-уап") или вокодера, которые, в зависимости от качества эффекта, отдаленно или не очень отдаленно напоминают токбокс. В общем, если вы хотите использовать этот эффект - гораздо проще и быстрее будет сделать самодельный токбокс, чем пытаться его сымитировать.

Vocoder (вокодер)
Куда большее применение этот эффект имеет в электронной музыке, но некоторые (например, Мэтью Беллами) его применяют и с гитарой. Иногда используется как "токбокс для бедных".

Пре- и пост-эффекты

Данная секция больше применима к пространственным (реверб, дилей) и модуляционным (хорус, фленджер, фейзер) эффектам, так как именно они обычно используются в качестве пост-эффектов.

Для начала, выучим новое слово - пост-эффекты. Нет, они не связаны со священным постом, и с постами на форуме - тоже. Пост - значит "после". То есть, эффект накладывается "после" всей гитарной обработки.

Поясню поподробнее. Допустим, вы гитарист и пишетесь в студии. Вы записываете соло, играя прямо в усилитель с гейном на 6 часов, и все это счастье снимается микрофоном и пишется на пленку (если звукорежиссер ретроград олдфаг) или в компьютер. Головокружительное гитарное соло сыграно и записано, но звукорежиссёр, бяка такая, решил наложить хорус. Поскольку гитара уже записана вместе с усилителем, кабинетом и микрофоном, хорус будет накладываться уже после всей этой гитарной лабуды. То есть - манипуляция уже идет над звуком, снятым микрофоном. Вот это и есть пост-эффект.

Для сравнения, если хорус был засунут в сам гитарный тракт (т.е. до усилителя, или например в разрыв), то с точки зрения снятия звука микрофоном это - пре-эффект (да, второе новое слово!), потому как этот эффект уже становится неотьемлемой частью снятого микрофоном звука, а не накладывается после.

В чем же в итоге разница? В звуке. Дело в том, что делая эффект частью гитарного тракта, вы позволяете этому самому гитарному тракту влиять на результат этого эффекта. Как пример, хорус, поставленый в разрыв, затем проходит через кабинет - то есть, проходит дополнительную "обработку". Хорус, поставленый после усилителя (т.е. как пост-эффект), никакой последующей обработки не проходит, и поэтому всё, что вы слышите - это хорус, наложеный на ваш гитарный звук. В зависимости от ваших желаний, это может быть как плюсом, так и минусом.

В чем плюсы пост-эффектов? В том, что вы вольны подстраивать свой эффект как угодно, потому что на выходе вы получите ровно этот эффект, и ничего больше. Например, многие модуляционные эффекты позволяют создавать и регулировать ширину стереобазы, и таким образом позволяют гитаре звучать жырнее на записи. То же касается и пространственной обработки - вы вольны раскидать хвосты реверберации по всей стереобазе, сделать дилеи, окружающие гитару со всех сторон и вообще устроить полный психодел. С пре-эффектами такого не получится, потому что звук, снятый микрофоном, не имеет никакого "пространства" - он одноканальный (или попросту говоря, моно).

Зачем же тогда пре-эффекты? Прежде всего, эффекты, поставленые в разрыв или до усилителя, даже на экстремальных настройках звучат намного "мягче" и органичнее, чем пост-эффекты - просто потому, что после разрыва они проходят еще и через гитарный кабинет (а то и через перегрузы и прочую обработку), и поэтому приобретают его свойства. Попросту говоря, они сливаются с гитарным звуком и становятся его частью. Также, некоторые эффекты (например, пружинный ревербератор или тремоло) просто невозможно себе представить в качестве пост-эффекта - они всегда будут звучать "не так".

Так что в итоге выбрать? Это уже зависит от ваших предпочтений. Хотите сделать жыр или пространственную обработку? Используйте пост-эффекты. Хотите менее кричащих и заметных эффектов? Используйте пре-эффекты (в гитарной цепи или в разрыве). Пробуйте и слушайте результат.

Подробнее о расположении и последовательности эффектов

Если вам просто хочется узнать, куда ставить тот или иной эффект, то вот вам примерный список:

  • Педали перегруза - до или вместо усилителя
  • Пространственная обработка - пост-эффекты
  • Дилей - в разрыв, пост-эффекты
  • Пружинный ревербератор - используйте встроеный в усилитель
  • Модуляционные эффекты - куда угодно
  • Тремоло - используйте встроеное в усилитель
  • Компрессор - в начало цепи
  • Квак - в начало цепи (после компрессора)
  • Вамми, октавер - в начало цепи (до квака но после компрессора)
  • Питч-шифтер - в начало цепи (до квака но после компрессора), пост-эффекты
  • Эквалайзер - куда угодно
  • Педаль громкости, бустер - до усилителя
  • Лупер - в разрыв, пост-эффекты
  • Лесли - вместо кабинета
  • Токбокс - после перегруза, в разрыв


Пометки:

  • "до усилителя" означает "в любое место до усилителя", то есть не обязательно непосредственно прямо до усилителя


Небольшая памятка:

Если вам не интересно почему эффекты можно располагать так или иначе, можете пропустить продолжение данной секции и перейти к следующей. Всем же, кому интересно понять, по какому принципу нужно расставлять эффекты, предлагаю продолжить чтение.

Итак, мы узнали что такое все эти овердрайвы, хорусы, луперы и залуперы. А в каком порядке всё это расставлять?! Ну, давайте разбираться. С понятиями "пре-эффекты" и "пост-эффекты" мы уже ознакомились, но это не единственные места, куда можно влепить эффект - ведь в понятие "пре-эффект" входит как эффект, поставленый в разрыв, так и эффект, поставленый до усилителя, до перегруза или вообще в самом начале цепочки.

Перегруз - это такой своеобразный "рубикон", проходя через который звук наиболее кардинально меняется. Поэтому самое первое решение, которое вам придется принять при добавлении новых эффектов - это их расположение относительно перегрузов в цепи (а перегрузов может быть несколько, например - педаль, и сам усилитель). Если перегруза в цепи у вас нет вообще (то есть если вы играете на чистом звуке), то расположение эффектов куда менее критично и по большей части даже произвольно.

Теперь давайте смотреть на каждую категорию эффектов - для начала, пространственная обработка (дилей, реверб). Никто не запрещает попробовать поставить их и до перегруза, но поверьте - вы не захотите это слышать. Реверб и дилей в перегруз звучат как дерьмо, поэтому пространственную обработку нужно всегда ставить после перегрузов (т.е. в разрыв, в пост-эффекты либо после педали перегруза в случае, если играете в чистый канал). Уяснили? Хорошо, идем дальше.

С модуляционными эффектами все несколько проще, потому как в принципе, их можно ставить вообще куда угодно. Обычно их конечно ставят в качестве пост-эффектов, потому что как правило ими хотят добиться серьезного изменения звука, но если вы хотите просто "подкрасить" свой перегруз/клин - можно использовать их и в качестве пре-эффектов. Большинство гитаристов обычно их ставит после перегрузов (то есть в разрыв), но это не библейская заповедь. В общем, здесь - на ваше усмотрение и на ваш вкус.

Компрессор. Поскольку обычно его ставят в цепь для сьедания динамики выравнивания звука, увеличения уровня шума сустейна, облегчения легато, теппинга и прочих няшек, лучше всего его будет ставить в самом начале цепи. Если вы хотите использовать компрессор в других целях (например, разровнять перегруз), то суйте его куда хотите, но помните, что компрессор оказывает на звук действие, похожее на перегруз, поэтому не нужно ставить компрессор после пространственной обработки.

Квак! Единственное место, куда квак ставить не нужно - это до компрессора. Квак влияет на частотный состав звука, а частотный состав, в свою очередь, влияет на компрессию, и вполне возможно, что результат вас неприятно удивит. В отсутствие компрессора квак чаще всего ставится в начале цепи, но некоторые любят ставить после перегруза. На ваше усмотрение.

Питч-шифтеры, вамми, октаверы и прочие эффекты, основаные на смещении высоты сигнала, всегда ставятся либо исключительно в начале цепи (можно после компрессора), либо сразу после гитарной цепи (т.е. в разрыв или в начале цепи пост-эффектов). Любые эффекты негативно сказываются на детектировании высоты сигнала, поэтому если вы влепили питч-шифтер после других эффектов, не удивляйтесь, что он "глючит" и выдает странные результаты.

Эквалайзеры, педали громкости и бустеры - по желанию, зависит от того, чего вы хотите добиться. Могут использоваться как для "подготовки" звука перед усилителем, так и в разрыве, для контроля над выходным сигналом. Если не знаете зачем они вам - не суйте их в цепь. Эквалайзер, кстати, также может использоваться как пост-эффект.

То есть, как видите, в расстановке эффектов хоть и есть некоторые ограничения (касающиеся перегрузов, компрессоров и питч-шифтеров), но в немалом количестве случаев расстановка эффектов - это вопрос предпочтений. Поэтому, решив вопрос с перегрузами и перейдя к остальным эффектам, не нужно париться по этому поводу. Не нравится звучание цепи эффектов - поменяйте их местами или выкиньте часть эффектов из цепи.

Философия руления звука

Очень часто мне приходят сообщения вида "ну вот я прочитал твою тему, но понятия не имею как это всё применить на практике, покажи свои пресеты!!!". К вашему сожалению, пресетами я не пользуюсь, звук рулю всегда с нуля, и не имею никакой лояльности к софту, которым пользуюсь для наруливания звука, и по большому счету выбираю "через что играть" по принципу "сегодня моей левой пятке хочется поиграть через Amplitube", а вовсе не из каких то утилитарных или артистических соображений.

Тем не менее, в том, как я рулю свой звук, всегда есть определенная последовательность, можно даже сказать определенная философия и в общем-то довольно сиськимасиськи подход. Вы не сможете сразу же это повторить, поскольку опирается он на мой многолетний опыт общения с различными эмуляторами, но я надеюсь, что его описание даст вам более быстрый старт, чем метод тыка.

Матчасть
Изучите модели устройств в ваших эмуляторах. Я не случайно дал вам весь этот гигантский список различных усилителей, примочек и эффектов - что, кем и где используется даст вам вполне хороший ориентир для определения того, что вам выбрать за основу своего звука. Проще говоря, выбраный вами усилитель - это своего рода "пресет", на основе которого вы будете рулить свой звук. Вы конечно можете играть митал через Fender Bassman, и можете играть блюграсс в Diezel, но в большинстве случаев, если вы хотите митальный звук - разумно будет начать с митальных устройств. Также нелишним будет понять, что делает каждая ручка на выбраном вами усилителе.

Составные части звука
Рулите звук постепенно. Хороший звук не рождается сразу, он создается из многих компонентов. Не думайте, что я, задавшись целью "нарулить звук", сразу знаю какие устройства я буду использовать - гораздо чаще мой звук является результатом метода проб и ошибок, и постепенного наращивания "обвеса" (пример этого процесса будет приведен ниже). Постарайтесь в голове "разделить" звук на компоненты - перегруз, кабинет, эффекты, итд (конечно, для того, чтобы делать это успешно, нужно знать как звучит тот или иной девайс, поэтому Матчасть!). Учитесь абстрагироваться от конкретных деталей звука, и воспринимать гейн отдельно, частотный состав отдельно, эффекты отдельно!

Начинать с малого
Не пытайтесь сразу нарулить звук "из головы" - скорее всего у вас это не получится (это нередко не получается даже у меня). Вместо этого, попробуйте просто нарулить звук, который вам понравится. Ваши вкусы и стиль звука будут меняться с опытом, так что не переживайте, если вам скажут, что вы нарулили говно - это нормально! Скорее всего, со временем вы это и сами услышите, а даже если и нет - то насрать, ибо самое главное, что нравится вам, а не дяде Васе из соседнего подьезда.

Регулярно упражняться
Не ленитесь и не берите за правило использовать пресеты! Вместо этого, рулите звук с нуля как можно чаще, на основе как можно бОльшего количества устройств, в как можно бОльшем количестве эмуляторов. Учитесь быть независимыми от эмулятора и от конкретного устройства. Добейтесь умения нарулить хороший (т.е. который вам нравится) звук на основе любого усилителя и любой примочки.

(Для усточнения, я не столько рекомендую не пользоваться пресетами вообще, сколько не рекомендую "застревать" на одном и том же звуке. Если вам просто хочется поиграть и не заморачиваться с наруливанием - конечно, пресеты вам в помощь, просто это не должно быть вашим основным времяпрепровождением, если вы хотите научиться рулить звук)

План "Б"
Нелишним было бы иметь несколько комбинаций устройств, которые вы хорошо знаете, и которые всегда звучат как вам нравится (по принципу пресета, просто без привязки к определенным настройкам). Например, я в Amplitube очень часто использую комбинацию T-Rex Moller + Dr. Z Wreck, просто потому что эта связка зарекомендовала себя как очень быстрый способ нарулить тупой и стандартный "роковый" саунд, который мне нравится и который очень хорошо дружит с моей гитарой.

Отдыхать!
Если вы долго и не вставая сидите за рулением звука, то будьте готовы к тому, что вернувшись к своему звуку через некоторое время, вы обнаружите, что нарулили полное говно. ВНЕЗАПНО, уши замыливаются от длительных нагрузок, поэтому не корпейте часами над одним и тем же звуком - отложите его и сходите проветритесь!

Основа звука
Приведу небольшой пример того, как обычно выглядит мой процесс наруливания звука.

Сначала я решаю, через что буду играть (Amplitube? Revalver? что-нибудь еще?). Как уже было сказано выше, выбор этот лично для меня в общем-то заключается в корейском рандоме, я никогда не руководствуюсь соображениями вроде "я решил играть митал, а митал лучше всего звучит через эмулятор Х". Вы вольны считать по-другому, конечно.

Затем, я выбираю себе "основу" звука - т.е. усилитель, который я буду использовать. Несмотря на то, что педали и эффекты нередко являются неотьемлемой частью звука, всё же самую основу всегда составляет усилитель, поэтому от выбора усилителя часто зависит итоговый звук.

(Причины выбрать тот или иной усилитель могут быть разные - это может быть тип звука, который я собрался нарулить, а может быть мне просто по каким-то причинам захотелось поиграть именно через этот усилитель - большого значения это не имеет)

Затем, я кручу ручку гейна. Смысл кручения ручки гейна очень прост - максимально приблизиться к звуку, который я хочу услышать в плане количества гейна. Затем по тому же принципу кручу эквалайзер на усилителе - стараюсь максимально приблизиться к звуку, который я хочу услышать из усилителя. Именно в такой последовательности - ибо рулить эквалайзер проще, когда уровень гейна уже более-менее отстроен, ну и плюс во многих усилителях гейн также влияет на частотный состав звука (например, многие усилители начинают срезать низ при добавлении гейна).

Доводим основу до ума
Почему я сказал "максимально приблизиться" а не "тот, что хочу услышать"? Потому что собственный перегруз усилителя не всегда даёт то, что вам нужно. В случае, если вы нарулили звук похожий на то, что вы хотите услышать, но никак не можете приблизиться еще ближе посредством усилителя, то в ход можно пустить примочки. Какие и зачем - зависит от того, чего вам не хватает в звуке.

Например, если вам нравится общий характер звука, но перегруз получается бубнящий, то можно попробовать поставить грелку перед усилителем - грелки как правило срезают низ, и перегруз усилителя получается более собранный. Можете также попробовать эквалайзер или другие педали перегруза. То же самое можно делать, если вам всё нравится, но хорошего, чистого гейна на усилителе просто не хватает (очень частая проблема с винтажными усилителями - большие уровни гейна превращают звук в говно, а на меньших уровнях гейна звук устраивает, но не хватает мяса).

Основная мысль, которую я хочу до вас донести - основа звука это усилитель, а примочки - это тонкая подстройка звука, и используются в основном для решения проблем со звуком усилителя. Если вам нравится звук усилителя как есть - примочки не нужны. Справедливости ради, стоит упомянуть, что бывают и исключения из вышеописаной ситуации (например, если вам нравится перегруз/звук конкретной примочки, и вы хотите просто ее немного приукрасить звуком усилителя - т.е. ситуация с точностью до наоборот), но я рекомендую переходить к таким "креативным" применениям примочек лишь после того, как вы освоили основы обращения с ними.

Кабинет
После того, как я разберусь с характером перегруза, я начинаю крутить кабинет. Более подробно об этой чёрной магии написано в этой теме . Важно помнить, что кабинет, поскольку стоит после усилителя, никак не меняет характера перегруза, а (опуская мелочи) меняет только частотный состав получившегося звука. Как отличить одно от другого, и как определить, нужно ли вам крутить кабинет, или крутить ручки усилителя/ставить примочку? К сожалению, никак. Опыт, практика.

Эффекты
И наконец, после всего вышеописаного, я вешаю различные пост-эффекты - дилей, ревербератор, хорус итд если хочется. Если не хочется, не вешаю, однако поспешу предупредить, что гитарный звук без реверберации случается как доска - поэтому рекомендую иметь хотя бы небольшое количество реверберации.

Да, но...
Разумеется, вышеописаный процесс дает последовательность, применимую к рулению "стандартного" звука - т.е. без всяких извращений, без квакушек, вамми и прочего. И разумеется, последовательность действий всегда можно нарушить, если ситуация того требует. И разумеется, сразу у вас ничего не получится, и это нормально.

Как видите, никакого большого секрета здесь нет - звук рулится постепенно, и проблемы с этим звуком решаются по мере их поступления. Помните также, что гитарный звук - это сложная система, где каждый параметр влияет на все остальные, поэтому не удивляйтесь, что отстроив кабинет вы вдруг обнаружите, что гейна оказалось слишком много, или что надо прибрать верхов на примочке, или еще что нибудь! Как уже было сказано, решайте проблемы по мере их поступления, и не бойтесь ошибаться.

Студийный гитарный звук

Мы с вами разобрались с усилителями, с примочками, с эффектами, и готовы делать рокнролл. Мы собрали крутую цепочку как у миталики, настроили дилей как у слеша, купили гитару как у ани ранетки, но чето наша гитара все равно звучит как унылое говно и совершенно не похоже на записи ваших любимых исполнителей. Как вариант - вы играете дома через комбик, но решили записаться через пусть и виртуальную, но все же крутую аппаратуру, и у вас тоже получается унылое говно несмотря на то, что на бумаге все должно быть зашибись. Почему так?

Прежде всего, не забывайте, что на записи помимо собственно гитары там часто имеются другие инструменты - в частности, бас-гитара. За мясо (особенно в митале) в основном отвечает бас-гитара - а точнее, синхронная работа бас-гитары и гитары. Многие даже этого не замечают, потому как на записи обычно все сыграно настолько плотно и ровно, что бас-гитара просто сливается с гитарой.

Также, на записи обычно производится дополнительная обработка - как самой гитары, так и всего трека в целом. Например, общая компрессия на весь трек прижмет и разровняет все партии гитары и баса - я уж молчу про эквализацию и прочие процессы, которые изменяют звучание гитар подчас до неузнаваемости. Короче говоря, то, что было записано, вовсе не обязательно звучит похоже на то, что в итоге получилось - особенно с современными треками.

Помните, что немаловажным аспектом гитарного звука является кабинет, а также правильный выбор и правильное положение микрофона при снятии усилителя. Играясь лишь с положением микрофона, можно добиться кардинальных изменений в звуке. Помните также, что он не обязательно один - никто не запрещает вам смешивать звук с разных микрофонов и даже с разных кабинетов (и с разных усилителей!). Плюс, звук с разных кабинетов и микрофонов не обязательно смешивать - их можно еще и вычитать друг из друга! Делается это простым разворотом фазы на одном из кабинетов. Также учитывайте, что простое смешение звука с разных положений микрофонов также может привести к неоднозначным результатам (как положительным, так и отрицательным) благодаря тому, что они несут разную фазовую информацию - то есть, отстроив каждый звук по отдельности и соединив их, вы не обязательно получите то, что ожидаете.

Как пример подобной техники, я иногда смешиваю звук с двух (и более) кабинетов следующим образом. Допустим, мне нравятся громоподобные низы у одного кабинета, и хорошо читаемая середина у другого. Я соответствующим образом настраиваю два кабинета (или просто разные положения микрофона на одном и том же кабинете), и в итоге получаю этакого звукового "франкенштейна" - низы от одного кабинета, и середина от второго. Пробуйте, экспериментируйте - благо множество софта позволяет менять положение микрофонов, сами микрофоны, и кабинеты.

И, пожалуй, самое важное - запись, в отличие от живого выступления, позволяет экспериментировать бесконечно. Поэтому не факт, что то, что вы слышите как "одну" гитару на самом деле есть действительно всего одна гитара. Дабл-треки (две дорожки на одну гитарную партию) стали повсеместной практикой еще в 80-х, а уж в тяжелых стилях так и вообще гитарных дорожек может быть от двух до плюс бесконечности. Как пример, в саунде ритм-партии небезызвестной миталиковской Sad But True намешано аж 18 различных гитарных дорожек - от простых дабл-треков и до партий, сыграных в другие кабинеты, снятые другими микрофонами, через другие усилители и на других гитарах (в частности, там подмешана даже баритональная гитара!). Глупо надеяться, что все это безобразие вы сможете повторить, играя в один усилитель через один кабинет на одной гитаре. Так что не бойтесь записывать несколько дорожек.

Пара советов: во первых, просто развести две копии дорожки по панораме - это не дабл-трекинг, и не даст желаемого результата. Не ленитесь и пишите несколько дорожек. Во-вторых, часто очень помогает развести дорожки по панораме. Во третьих, запись слишком многих дорожек приводит к размазыванию звука, так как очень сложно десять раз сыграть одинаково ровно с точностью до миллисекунды. Неточности конечно можно исправить, но это долгий и муторный процесс.

И еще кое что, о чем бы я хотел сказать - немаловажным аспектом гитарного звука является пространственная обработка. Когда вы играете в свой комбик, вы воспринимаете не только звук комбика, но и звук вашей комнаты, в которой этот комбик стоит. Снятый микрофоном звук гитарного кабинета (особенно если он снят близко к динамикам, и особенно если вы его слушаете в наушниках) не несет в себе никакой пространственной информации и вообще является одноканальным звуком - поэтому в большинстве случаев он звучит скучно и неинтересно. Добавив чуток пространственной обработки (короткое эхо, имитирующее комнату) можно добиться куда менее унылого звука гитары, при этом не теряя ни в чем другом (а где то даже и выигрывая). Альтернатива этому - снять несколько кабинетов и развести их по панораме, но даже в этом случае как правило понадобится небольшая реверберация для более натурального звука.

Таким образом, как видите, то, что вы слышите на записи, далеко не всегда воспроизводимо путем простого повтора цепочки. Ну и в принципе получение хорошего звука требует опыта и (что немаловажно) свежих отдохнувших ушей. Последнее вы еще вспомните, когда поздно ночью запишете шедевр с суперкрутым звуком, а утром будете плеваться на то, что вы вчера записали - ибо бубнит, песочит и вообще гавно получилось. Все мы с этим сталкивались, столкнетесь и вы.

пара примеров цепочек в распространенных программах (под фарм, гитар риг, амплитюб 3, TH2, цепочки из отдельных вст-плагинов)

Дополнительное чтиво

Ещё немного об усилителях

разрыв - во многих усилителях присутствует петля эффектов, и называется она "разрывом" потому что позволяет "разорвать" цепь между предом и оконечником, и вставить туда эффекты, которые нежелательно ставить до перегруза (например, реверб). Чтобы подключить эффект "в разрыв", нужно вывести звук через посыл петли эффектов (выход с надписью Send или FX), пропустить его через вашу цепочку эффектов (например, хорус + дилей), и вернуть звук обратно в усилитель через возврат (вход с надписью Return). В случае же ампсимов, далеко не все ампсимы предоставляют возможность совать эффекты между предусилителем и оконечником, но часто существует возможность добавлять эффекты между головой и кабинетом. Поэтому в случае ампсимов "разрыв" может значить как "между предом и оконечником" (как в реальном мире), так и "между головой и кабинетом" (не пытайтесь повторить это с аналоговой аппаратурой! всё сгорит на хрен).