Перейти к основному содержанию

ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. В. Островский, А. Симонов, «Наука и техника», №4, 1964 год

Пятое октября 1921 года... В этот день впервые в мире с эстрады зала Политехнического музея в Москве зазвучал созданный Львом Сергеевичем Терменом первый электромузыкальный инструмент. Затем концерты в Москве, Нижнем Новгороде. Ярославле, Пскове, Минске и многих других городах страны.

В 1927 году Термен отправился с гастрольной поездкой за границу. Берлинская филармония, парижская «Гранд-Опера», лондонский «Альберт-холл», «Карнеги-холл» и «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, и всюду успех.

Успех Термена привлёк новые силы к научной работе и изобретательству в области создания электромузыкальных инструментов. Одна за другой появлялись в СССР модели электроинструментов. В таблице приведены некоторые данные о советских электромузыкальных инструментах, нашедших практическое применение в концертной деятельности, на радио и телевидении, для записи музыки в кино и театрах.

1

Развитие электромузыкальных инструментов в СССР с самого начала и по настоящее время идёт в трёх основных направлениях: разработка инструментов, предназначенных для непосредственного исполнения музыкантами (исполнительские), конструирование различного типа синтезаторов, автоматических и полуавтоматических музыкальных инструментов (аппараты позывных сигналов радиостанций и др.).

Исполнительские инструменты конструировались как одноголосные, так и многоголосные. Одноголосные инструменты изготовлялись со свободной интонацией, темперированные и смешанные. Многоголосные инструменты проектировались как с обычной двенадцатиступенной темперацией, так и с более мелкой семнадцати, и двадцатичетырёхступенной темперацией, а синтезаторы имели 144 и более ступеней.

Извлечение звука и управление высотой тона электромузыкальных инструментов осуществлялось следующими способами: пространственным (терменвокс), с помощью грифа (виолена, сонар, эмиритон), клавишами (компанола, электронный гармониум, камертонное пианино, кристадин, кампанофон и др.) и смешанным клавиатурно-грифовым мануалом (экводин В-8, В-9, В-10, имиритон модель 8). Особое место занимают два инструмента: шумофон и ударный. В первом управление высотой тона осуществляется с помощью рычага, закреплённого на оси специального конденсатора, или перемещением напёрстка, связанного с ферритовым стержнем, изменяющим индуктивность контура генератора, во втором извлечение звука осуществляется ударами металлических щёток (похожих на щётки приспособлений, применяемых в обычных ударных инструментах) о бутафорские небольшие тарелки; при этом происходит подключение к земле катода усилительной лампы.

2

Для формирования тембров применялись различные системы: формантные, гармонические и смешанные. Особое внимание в последнее время уделяется проблемам перехода тембра в гармонию и получению слитного тембра.

В различных моделях электромузыкальных инструментов применялся ряд схем для получения автоматического вибрато. Все эти схемы можно систематизировать следующим образом: схемы с частотной модуляцией, амплитудной модуляцией, пространственным вибрато, унисонным вибрато и темброгармоническим вибрато. Наибольший интерес представляют две последние системы. Унисонное вибрато получается методом перестановки частот, хорошо известным в технике связи. В применении к электромузыке такая система позволяет получить весьма интересное стереофоническое (правда, с малым сдвигом по времени) звучание. Биения происходят не в электрической цепи, а в воздухе между расставленными звуковыми колонками. Система унисонного вибрато, разработанная в СССР, позволяет просто осуществлять обратимость стереофонического звучания в монофоническое при безмикрофонной записи звука. Темброгармоническое вибрато просто по замыслу и осуществлению, позволяет получать весьма интересные пространственные эффекты. Например:

1. Чередование двух тембров. Представим себе, что на одном динамике звучит тембр фагота, а на другом – кларнета. В момент усиления звучания фагота ослабляется звук кларнета и наоборот. Такой эффект невыполним в случае применения обычных музыкальных средств.

2. Октавное тремоло, при котором чередуются основной тон и октавный обертон, звучащие в разных точках зала.

3. Двухаккордовое вибрато, при котором два аккорда по очереди возникают и исчезают в различных точках студии или концертного зала.

4. Темброгармоническое вибрато, позволяющее получить периодический переход из тембра в гармонию, составленную из тонов натурального звукоряда. Управление силой звука осуществляется тремя основными способами: пространственным, педализацией и пальцевой нюансировкой. В отдельных моделях (камертонное пианино, кампанофон, электронный гармониум и кристадин-2) применяется смешанное управление громкостью – пальцевое и педальное.

3

В настоящее время в Советском Союзе изготовлены первые промышленные образцы экводина, камертонного пианино, кампанофона, подготавливаются к производству шумофон и ударный инструмент и ведётся разработка нового оригинального многоголосного клавишного инструмента, проектируемого на основе спектрогармонического синтеза тембра, усовершенствуются модели одноголосных инструментов и начато производство образцов синтезатора.

Камертонное пианино, отличаясь исключительно высокой стабильностью строя, обладает интересным тембром звучания. На нём, например, можно исполнять партии, написанные для челесты и виброфона, в басовом регистре получаются своеобразные звуки, напоминающие ударные инструменты, а верхняя часть звукочастотного диапазона позволяет получать звуки хрустальной чистоты и прозрачности. Камертонное пианино широко использовалось большим количеством композиторов. По их заключению, оно представляет большую художественную ценность.

Экводин – мелодический многотембровый инструмент, нашедший широкое применение в записях для кино, радио, телевидения и театра. Модель В-9 получила золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 год).

Кампанофон имеет три октавы темперированного строя. По характеру звучания весьма близок к обычным колоколам. Он с успехом применяется в оперных и драматических постановках, а также для записей лёгкой и иллюстративной музыки.

Шумофон – своеобразный инструмент, работающий на грани между шумом и звуком. На нём весьма интересно звучит мелодия, как бы запеваемая ветром. Он заменяет эолифон и позволяет осуществлять тонкую нюансировку в любом участке звуковысотного диапазона. Игра стаккато на шумофоне не может быть сравнена с чем-либо известным из оркестрового звучания.

Ударный инструмент весьма близко имитирует малый барабан, щётки, бонги, тарелки и большой барабан. Инструмент состоит из шести барабанов, пять из которых перестраиваются по высоте и тембру, имеют регулируемую атаку от жёсткой до весьма мягкой. Весь комплект конструктивно выполнен в виде небольшого чемодана. Инструмент нашёл практическое применение. По отзывам музыкантов-исполнителей и преподавателей, он представляет безусловный интерес для различных музыкальных ансамблей.

Кристадин – инструмент на полупроводниковых приборах – обладает фисгармоно-органным звучанием. На нём хорошо получаются тембры, подобные деревянным духовым инструментам. Помимо пятиоктавной клавиатуры в кристадине имеется гриф, на котором легко могут быть получены хроматическое глиссандо и арфообразные пассажи. Предусмотрено динамическое и тембровое пальцевое выделение любого голоса в пределах двух октав. Кристадин широко используется как ансамблевый и сольный инструмент при записях различных музыкальных произведений.

Усовершенствование и разработка новых инструментов ведётся в СССР по двум основным направлениям:

  • решение проблем музыкально-художественного плана;
  • решение научно-технических задач, связанных с эксплуатационными качествами электромузыкальных инструментов.

Для улучшения музыкально-художественной ценности инструментов необходимо решать следующие основные задачи: получение новых тембров, новых приёмов исполнения и управления звукоизвлечением, переход из тембра в гармонию и наоборот, работы в области строев, ладов и более мелкой темперации, динамическое и тембровое выделение любого голоса, получение живого звука, имитация человеческого голоса и работа в области пограничных явлений между звуком и шумом.

Многие из известных моделей электроинструментов, несмотря на свои уже достигнутые музыкально-художественные достоинства, обладают рядом недостатков эксплуатационного характера.

Как показал опыт эксплуатации электроинструментов, основными задачами по дальнейшему усовершенствованию являются: повышение стабильности строя, надёжности, уменьшение габарита и веса, уменьшение линейных и нелинейных искажений (в особенности интермодуляционных искажений) и получение большого динамического диапазона.

Развитие музыкальной культуры не может не вызывать потребность в новых выразительных средствах музыки. За последние 100 лет помимо виброфона не появилось ни одного нового обычного (не электрического) инструмента, занявшего место в оркестрах.

Наоборот, большие возможности электроники позволяют создавать инструменты с новыми тембрами, способами звукоизвлечения, исполнительскими приёмами и пр., которые совместно с уже известными обычными инструментами дают возможность более полно отражать сложную и многогранную современную жизнь.

Ведь не случайно стремительное развитие электромузыкальных инструментов. Количество различных моделей растёт из года в год, их применение в различных музыкальных жанрах увеличивается ещё быстрее, обеспечивая повышение исполнительского мастерства и постановку новых задач перед создателями новых инструментов.

Всё это внушает уверенность, что в недалёком будущем будут созданы и освоены весьма интересные новые выразительные средства музыки.

4