Перейти к основному содержанию

HAWKWIND Silver Machine (Robert Calvert/Dave Brock) 1972 #3 UK

"Безжалостное звучание безграничного космоса…Его создатели - пилоты космического корабля по имени Земля, эксперты по астральным путешествиям, которым знакомы все пути в бездну… Но берегитесь: если вы летите с Hawkwind, обратного пути нет!" Термин space-rock впервые был использован в начале 70-х годов, чтобы описать обращение к космической тематике таких групп как Pink Floyd, Gong и Hawkwind. И если Pink Floyd и Gong на протяжении своей долгой творческой жизни неоднократно меняли жанрово-стилистические приоритеты, и на многих этапах арт-прог-роковые формы в их музыке преобладали над психоделико-космическими содержаниями, то Hawkwind по большому счёту никогда не изменяли своему эстетическому кредо и, совершенствуя собственный индивидуальный стиль, методично формировали канон нового музыкального жанра. Специфическая грув-моторика, множество абстрактно-текстурных синтезаторных эффектов, отстранённый вокал, - всё это впервые появилось и окрепло именно в опусах Hawkwind. Пик концертной деятельности для Hawkwind пришелся на 1972 год, когда они выступили в лондонском театре "Раундхаус". "Живой" лонгплей содержал их главный бестселлер и концертную "коронку" Silver Machine, очень сильно, вкупе с визуальным воплощением, звучавшую со сцены: электроника сочеталась со световыми эффектами и дополнялась ню-шоу танцовщицы Стаси Блэйк. Оценка их музыки колебалась в пределах от "настойчивых попыток расширить пределы научно-фантастического рока" до "неуклюжих усилий закамуфлировать собственную ограниченность с помощью световых вертушек и звукового вала", хотя в большинстве своём критики были безжалостны. Однако даже самые злобные их завистники вряд ли могли отрицать, что коллективная экстравагантность Hawkwind не была лишена некоторого очарования, и не восхититься тем, как долго они умудряются держаться в первой лиге британского рока. Во многом благодаря анархистскому, неортодоксальному подходу к творческому процессу Hawkwind вошли в историю как единственная из групп прогрессив-психоделик-рока, способствовавшая формированию панк-движения. Первоначально электронщиком группы был Дик Мик (Майкл Дэвис) со своим самодельным "аудиогенератором, собранным из деталей пылесоса", но после того, как он в мае 1971 года попал в аварию, его заменил Дел Деттмар (Del Dettmar, 20.04.1947), а когда Дик Мик в августе вернулся в группу, они составили синтезаторный тандем. Дик Мик привёл в группу своего друга Иэна Килмистера (Лемми), в прошлом – рабочего сцены у Хендрикса и The Nice, который, с одной стороны, неприятно поразил всех своей неуправляемостью, а с другой — оказал решающее влияние на развитие стиля группы: будучи в прошлом гитаристом, он играл на басу, как на ритм-гитаре, тем самым взвинчивая общий драйв. Перевод воспоминаний Лемми о том, как группа записывала свой знаменитый сингл, можно найти, например, в Wiki.