Перейти к основному содержанию

ЭДУАРД АРТЕМЬЕВ Сарказмы (Сергей Прокофьев) 1980

Один из наиболее авторитетных советских и российских звукорежиссёров, Юрий Богданов (1950), главный звукорежиссёр фирмы "Мелодия", главный звукорежиссёр церемонии открытия Летних Олимпийских игр в Москве, сегодня – руководитель секции Audio Engineering Society в России, инженер, музыкант, оператор этого сложнейшего звукового комплекса, начинал работать в студии электронной музыки в подвале музея Скрябина, где пили чай Высоцкий и Феллини, где играла незапланированный концерт Джоан Баэз, а композиторы Артемьев и Мартынов были клавишниками в рок-группе. Когда в "Мелодию" привезли громадный синтезатор Synthi 100 и обсуждали, куда его поставить, кто-то предложил подвал. "Нет, нет, только не в подвал" - сказал Богданов, - "нам в музее всё время прохожие стучали в окно и кричали: "Перестаньте мучить животных!!!" Эдуард Артемьев рассказывает: "На Synthi 100 звук синтезировался путём настройки многочисленных генераторов и сопутствующих им приборов вручную. Конечно, был необходим человек, который обслуживал бы инструмент, и эту функцию взял на себя Юрий Богданов. Он знает Synthi 100 досконально, что называется, с закрытыми глазами может управлять станцией. И мы вдвоём, иногда даже на пальцах, вспоминая звуки, по ассоциации добивались результатов. Но в нашем Синти отсутствовала память — надо было сделать звук и сразу его записать, наш Синти не запоминал подготовленный звук. Был секвенсор, который мог фиксировать 220 нот, а по тем временам 220 нот – просто огромный объём! Использовали магнитофоны. Сначала стояли несколько стереомагнитофонов, и путём перезаписи, причём с большой потерей качества, фиксировали выстроенные звучания. Ещё имелось две клавиатуры, что давало возможность записывать в два слоя на одну плёнку — находили способы соблюсти качество. Так что, каждый тембр приходилось делать заново, и повторить его уже было весьма проблематично. Даже если знали, как и что надо подкрутить, мы всё равно не могли повторить тембр один к одному — функции ползли, уплывали, и всегда семпл был немного другой". В 1980 году Юрий Богданов, Владимир Мартынов и Эдуард Артемьев выпустили диск, состоявший, в основном, из электронных интерпретаций классических произведений, одна пьеса, "Движение", принадлежала перу Артемьева, и две композиции, "Весенний этюд" и "Утро в горах"- Мартынова. Исполнение на Synthi100 порой требовало участия двух человек: один (например, композитор Эдуард Артемьев) играл на клавишах, второй (Юрий Богданов) "крутил фишку", меняя и формируя звук. Богданов: "Тогда тамошнее начальство говорило: вот, вы для нас ничего не делаете… И я собрал Артемьева и Мартынова и сказал им: вот мы для вас кино делаем, давайте и вы нам поможете — сделаем что-нибудь… ну, не авангард, а чтобы нормальные люди могли слушать. Дал им задание, чтобы они подготовили классические вещи, которые можно было бы сделать. Пластинку записали быстро, за месяц, кажется. Вообще, если честно, запись эта была вынужденной, попыткой попасть в формат "Мелодии".