Перейти к основному содержанию

Легендарные электроклавиши. Синтезаторы Moog Polymoog и Moog Taurus

Синтезаторы бывают разные. Они могут иметь элегантный, или ужасный дизайн, они могут стоить безумно дорого, или продаваться по очень привлекательной цене, они бывают лёгкие и удобные, или тяжёлые и неуклюжие, с ограниченными, либо с неограниченными звуковыми возможностями. С точки зрения многих музыкантов, синтезатор, о котором пойдёт речь ниже, является поистине уникальным, поскольку сочетает в себе ужасный дизайн, непомерно высокую стоимость, неподъёмный вес, ненадёжность во время эксплуатации, ограниченность настроек и посредственный звук. Однако при всём при этом он был и остается одним из самых именитых синтезаторов всех времён. Тем более примечательно, что выпущен он был, пожалуй, самой уважаемой "синтезаторной" компанией планеты - Moog Music. Название этого инструмента - Polymoog.

В начале 70-х годов Боб Муг задумал - ни много, ни мало - создать самый лучший синтезатор в мире. После выпуска сверх-успешного Minimoog музыканты ожидали от него следующего логического шага — выпуска не менее удачного полифонического инструмента. Естественно, такую ситуацию основоположник синтеза предвидел, но одно дело — свежая идея, а другое — разработка реальной конструкции аналогового полифонического синтезатора. Так или иначе, но к середине 70-х компания Moog Music созрела для выпуска такого инструмента. Но времени фактически уже не было —ARP Instruments активно наступала на пятки, поэтому новый член многочисленной семьи Moog появился в кратчайшие сроки, но оказался несколько "недоношенным".

Moog Constellation

Constellation

Первый вариант инструмента получил романтичное название Constellation (Созвездие). Состоял он фактически из трёх синтезаторов - полифонического, монофонического и педального. Доктор Муг вместе с Джимом Скоттом так и не довели работу над "Созвездием" (полное название - Moog Polyphonic Ensemble or Constellation) до логического конца, однако "составные части" Constellation вскоре обрели самостоятельную жизнь в виде отдельных синтезаторов. Самой коммерчески успешной, уступая лишь Minimoog, стала басовая педальная секция, превратившаяся в знаменитый MoogTaurus (Taurus Bass Synthesizer). Четырёхоктавный монофонический синтезатор Lyra (Lyra Solo Synthesizer) проектировался как "прокачанный" Minimoog (Уилл Александер, техник Кита Эмерсона называл его "Mini на стероидах"), с расширенными модуляционными возможностями и с динамически-чувствительной клавиатурой. Lyra не стал серийным, а его прототип использовался в студии при записи альбома Brain Salad Surgery (в адаптации неофициального британского гимна Хьюберта Пэрри Jerusalem и в пьесах Benny The Bouncer и Karn Evil 9: 3rdImpression), и только однажды "засветился" на сцене под пальцами Кита Эмерсона во время турне ELP 1974 года.Эмерсон, после завершения весеннего тура по Штатам, в апреле 1974 года вернул прототип Constellation в Баффало, и его, спустя некоторое время, приобрёл коллекционер Роджер Лютер, который впоследствии уступил его фонду Дэвида Кина, и сегодня этот уникальный раритет экспонируется в музее National Music Centre в Калгари рядом с терменвоксом RCA1929 года и бывшим "советским" EMS Synthi 100.

Moog Constellation

Напомним, что собственником Moog Music под Рождество 1973 года стала корпорация Norlin Industries, бизнес-стратегия которой заключалась в минимизации издержек, в том числе на исследовательские и конструкторские разработки. Если измерять результаты управления Norlin их новым приобретением по востребованности и успеху новых моделей (Minitmoog и Micromoog - 1975, Multimoog – 1978, Prodigy – 1979, Opus 3 – 1980), производимых под маркой Moog во второй половине 70-х годов, то итог будет скорее негативным. Боб Муг был связан с Moog Music контрактными обязательствами, нарушить которые означало бы для него лишиться своей доли бизнеса, "замороженной" в складских товарных запасах. Муг: "Что побудило меня уйти? Правильнее спросить: что побудило меня так долго оставаться? Если бы не четырёхлетний контракт, я ушёл бы сразу". Сам Роберт постепенно отошёл от синтезаторных проектов, его последним клавишным инструментом в Moog Misic стал Micromoog, 2.5-октавная одноосцилляторная монофоническая бюджетная альтернатива Minimoog; он с куда бóльшим интересом работал со знаменитым гитаристом Лесом Полом над усилителями Gibson и над педальными эффектами Maestro (бренды Gibson и Maestro так же, как и Moog, принадлежали в то время Norlin). Кит Эмерсон рассказывал: "При разработке Polymoog мы часто плодотворно общались с Бобом Мугом. К сожалению, окончательная версия инструмента появилась в тот момент, когда Боб стал активно заниматься цифровыми синтезаторами и собирался уходить из компании. Я тогда подумал, если это произойдет, то это станет катастрофой для Moog Music". Над разработкой Polymoog трудилась группа дизайнеров, которую возглавлял главный инженер фирмы Дэйв Люс (David A. Luce). Выросший в музыкальной семье, выпускник Массачусетского технологического университета, талантливый инженер-перфекционист, Дэйв Люс намеревался посвятить себя физике элементарных частиц, но ему случайно на глаза попался бюллетень, объявлявший набор в аспирантуру по курсу физической акустики, и его любовь к музыке изменила его намерения. Люс в 1959 году защитил диссертацию, посвящённую особенностям акустики музыкальных инструментов, причём его научная работа осуществлялась благодаря спонсорской поддержке NAMM. В 1973 году он был принят в Moog Music в инженерную группу, и довольно скоро стал главным инженером; с 1979 года Люс - вице-президент фирмы, с февраля 1981 года – президент, а с декабря 1983 по апрель 1987 года – совладелец (со Скоттом Чэпменом) Moog Music. В руководство команды разработчиков входили также инженер Тони Марчезе (Anthony C. Marchese) и глава производственного отдела, выпускник Университета штата Нью-Йорк в Баффало, работавший в компании с марта 1970 года, в будущем - вице-президент Moog Music, Том Галло(Thomas Gullo). Прототипы тестировали Кит Эмерсон (по его настоянию клавиатуру "нарастили" на одну октаву, и оптимизировали расположение органов управления) и Патрик Морац.

Прототип Apollo Polyphonic Synthesizer

Прототип Apollo Polyphonic Synthesizer

Одноосцилляторный прототип полифонической части Constellation вначале получил название Apollo (Apollo Polyphonic Synthesizer), он, также, как и Lyra, не вышел в серийное производство, но именно из Apollo после целой серии модернизаций (Люс внёс около 300(!) изменений в его конструкцию) "родился" Polymoog (Model 203a). Ещё до своего появления в продаже Polymoog благодаря слухам приобрёл статус "синтезатора, о котором можно было только мечтать". Первые сообщения Moog Music о подготовке к выпуску полифонического синтезатора (промо-ролик 1975 года с участиемХерби ХэнкокаЧика Кориа и Майка Боддикера) вызвали определённый фурор среди музыкантов: опубликованные фото прототипа, имевшего модерновый футуристический дизайн с множеством движков и переключателей, вызывали ассоциации с космическими технологиями. Широкая плоская верхняя панель позволяла расположить поверх инструмента вторые клавишные, например Minimoog, что было проблемой, например для Rhodes Piano. Но все были шокированы ценой Polymoog. Да, стоил он на то время очень, очень большие деньги — 5295$, что эквивалентно современным 15 тысячам!

Дэйв Люс и Polymoog

Дэйв Люс и Polymoog

У него была клавиатура в 71 клавишу (уникально для 1975 года), он был полностью полифоническим (уникально для 1975 года), он реагировал на скорость нажатия на клавиши (уникально для 1975 года). И это был Moog. Однако когда музыканты начали знакомиться с инструментом лично (продажи стартовали с начала 1976 года), многие его особенности оставляли их весьма озадаченными.

Apollo Polyphonic Synthesizer

Apollo Polyphonic Synthesizer

"Ядро" синтезатора, Mode Selector (выбор режимов) Moog назвала "цифровой логической системой" (в те времена такие слова вызывали трепет). По сути, она представляла собой восемь пресетных (готовых) звуков: струнные (String), пиано (Piano), орган (Organ), клавесин (Harpsi), медные духовые (Brass), вибрафон (Vibes), а также Funk и Clavi. В режиме Pianoинструмент отдалённо напоминал Rhodes Piano или Wurlitzer EP-200, в режиме Brass– имел более агрессивный тембр, медленную атаку и вибрато. Девятый режим, названный "Var" (Variation), позволял использовать инструмент в качестве обычного программируемого синтезатора. Можно было просто использовать эти готовые заводские звучания, однакоЛюс рассматривал их в качестве полуфабрикатов для создания собственных звуков, вот только при этом синтезатор не обладал функцией памяти для их сохранения. Каждый заводской пресет звучал при помощи очень сложной, если не сказать - грандиозной, системы, включающей в себя 142 дискретных схемы (Articulators): 71 усилитель и 71 фильтр, то есть, по усилителю и фильтру на каждую клавишу! Два осциллятора генерировали пилообразную и прямоугольную звуковые волны, их можно было расстроить друг относительно друга для уплотнения звука, кроме того, существовала возможность назначить два разных тембра на любые из трёх двухоктавных секций, на которые можно было разделить клавиатуру. Таким образом, Polymoog был битембральным инструментом.

В секции синтезатора, названной Loudness Contour, находились органы управления огибающими: один регулятор для времени атаки и сустейна (послезвучание) для всей клавиатуры, и два регулятора времени спада – отдельно для верхней и нижней части клавиатуры. Кроме того, функция sample-and-hold дополняла широкие возможности этого инструмента. Сигнал от осцилляторов можно было пропустить через трёхполосные полу-параметрические эквалайзеры, получившие от разработчиков пышное название Resonators. Сигнал с каждой из секций (необработанный сигнал с осцилляторов, сигнал с выходов фильтра, правой и левой части клавиатуры) можно было смешивать в простом пятиканальном микшере. Каждая из секций имела свой независимый выход в виде джека на задней панели для подачи на внешний микшер.

Apollo Polyphonic Synthesizer

Разумеется, синтезатор был снабжён знаменитым фирменным "муговским" четырёхполюсным фильтром, управляемым напряжением, со всевозможными модуляциями. У Polymoog не было колёс отклонения высоты тона и модуляции, зато вместо них был ленточный контроллер, чувствительный к движению пальцев (±7-12 полутонов). На задней панели инструмента находилось 11 разъёмов различного назначения. Среди них - семь разъёмов для подключения опционной (и довольно дорогой – 375$) "мульти-педали" (Polypedal Controller 285a), управляющей высотой звука, работой фильтра, сустейном, и синхронизацией синтезатора с внешними приборами. Естественно, в середине 70-х годов MIDI- интерфейса ещё в помине не было, при этом к Polymoog всё-таки можно было подключить другой инструмент, при помощи разъёма "S-Trigger".

Apollo Polyphonic Synthesizer

Первоначально выпускавшаяся модель Polymoog 203a два года была известна как Polymoog Keyboard. Дабы увеличить объемы продаж, в 1978 году компания выпускает упрощённую версию оригинального инструмента, получившую название Polymoog Keyboard (Model 280a, 3500$).

Polymoog Keyboard

Он не имел большинства функций редактирования, делавших Polymoog уникальным на тот день, но зато предлагал пользователю целых 14 заводских пресетов, новыми из которых были Vox Humana (уникальный и узнаваемый звук, который прославил Гари Ньюман), Strings 2, Electric Piano, Honky Tonk Piano, Chorus Brass и Rock Organ. Параметры редактирования были ограничены — можно было откорректировать лишь громкость, строй, ВЧ-фильтр и некоторые режимы генератора огибающей. Отличить Polymoog Keyboard от оригинала, который после ребрендинга стал называтьсяPolymoog Synthesizer, можно было по крупной надписи, расположенной в том месте, где у модели 203a находились движки и регуляторы редактирования. Ещё одним новшеством стал блок питания собственной разработки, намного более удачный, чем сильно перегревавшийся Faratron от техасской Datapoint Corporation.

Сборка Polymoog. Чиктовага

Сборка Polymoog. Чиктовага

Однако недостатки этого невероятно сложного синтезатора вполне могли соперничать со всеми его "наворотами". После удовольствия, получаемого при игре на Minimoog, музыканты, естественно, ожидали преемственности звучания от нового инструмента. Но, увы, дети не всегда так же талантливы, как их родители. Заводские звуки были, конечно, качественными, но при этом не настолько вдохновляющими, как все ожидали от такого уважаемого производителя, какMoog. По звукоообразованию Polymoog был схож с комбооорганами и стрингс-синтезаторами (принцип divide-down): звук, генерируемый осцилляторами, "делился" на части. Причём, количество регистров, от которых зависит насыщенность звука гармониками, было минимальным: 4’ и 8’ для пилообразной волны, и 8’ и 16’ – для пульсирующей. Однако то, что более чем приемлемо для электрооргана, не всегда является таковым для синтезатора, собственно, синтезатор нельзя назвать полифоническим лишь потому, что на нём можно одновременно играть несколько нот. Чтобы быть полностью полифоническим, синтезатор должен индивидуально обрабатывать каждую ноту, в частности, фильтрами, усилителями, генераторами огибающих. В этом случае каждая клавиша (подобно тому, как каждой клавише фортепиано соответствует своя струна и свой молоточек) обладала бы музыкальной идентичностью, громкостью, атакой и яркостью. Всё это вызывало определенные ограничения в наполненности и естественности звучания Polymoog. Из 8 пресетов наиболее убедительно звучал Strings, ставший его своеобразной визитной карточкой.

Тестирование Polymoog, Чиктовага

Тестирование Polymoog, Чиктовага

Неполной полифоничностью инструмент был также обязан применению одного фильтра… для всех 71 нот! Да, VCF-фильтр был настоящей "ахиллесовой пятой" Polymoog. Штука в том, что инструмент был полностью полифоническим лишь в пресетных режимах. Но как только пользователь начинал программировать свой собственный патч в режиме Var, он получал… единственный программируемый фильтр! То есть если держать аккорд и пробовать сыграть ещё одну ноту "поверх" него, то новая нота не будет иметь фильтровой артикуляции — фильтр попросту не "увидит" её, а ведь именно такой работы музыканты ожидали от полифонического инструмента.

Polymoog был снабжён хотя и динамически чувствительной, но вязкой пластиковой клавиатурой фирмы Pratt & Reed. Пластик сыграл свою злую шутку: одно дело — исполнение одной рукой сольных партий на одноголосном синтезаторе за 500$, другое дело — игра аккордами на инструменте ценой с новый автомобиль.

Другим существенным недостатком была ненадёжность инструмента. Проще говоря, редкий Polymoog не побывал в сервисной мастерской, при этом мало кто из мастеров хотел "копаться" в столь сложном аппарате. Инструмент вошёл в историю как один из наиболее часто ломающихся синтезаторов. Видимо, этим объясняется разница в десятки раз между современной ценой б/у инструмента (500$) и ценой в годы выпуска. Инструмент буквально напичкан транзисторами: общее число электронных компонентов в Polymoog достигает нескольких тысяч штук, а для распайки межблочных соединений требовалось несколько километров провода! Правда, не стоит забывать, что в это время больших интегральных схем и цифровых сигнальных процессоров ещё не было: всё делалось на транзисторах или операционных усилителях. В защиту главного инженера Moog Music Дэйва Люса следует заметить, что работал он в атмосфере постоянного давления со стороны руководства Norlin, торопившего его с запуском в производство нового продукта, несмотря на то, что сам Люс категорично настаивал на продолжении работы над проектом. Ранние партии синтезаторов, отгруженные в магазины, действительно часто возвращались на фирму, именно тогда был нанесён безвозвратный ущерб репутации Polymoog. В дальнейшем Люс внёс множество корректив в дизайн и несколько улучшил надёжность инструмента. Возможно, сказались и личные качества Дэйва как инженера: концепция синтезатора была чересчур амбициозной, а по словам Роберта МугаЛюс был "очень умным и талантливым инженером, который тяготел к изучению запутанных проблем, и в силу этого порой был склонен выбирать сложные решения для, казалось бы, простых задач".

И, конечно, не стоит забывать о конкуренции. В 1975 году фирма Yamaha выпускает свой эпохальный синтезатор GX-1, трёхмануального монстра, который обладал всеми качествами, которые музыканты ожидали от Polymoog. Кит Эмерсон в интервью 1998 года: "Тогда же я услышал о Yamaha GX-1, первом в мире полностью полифоническом синтезаторе, который и сегодня великолепен. Появление GX-1 стало поворотной точкой для ELP: я всегда чувствовал себя уверенно, играя на нём. С Polymoog всё было не так, главным образом из-за того, что компания Norlin была скорее заинтересована в быстрых продажах, чем в грамотном маркетинге. Но Polymoog всё равно остаётся великим инструментом". Yamaha GX-1 стоил безумно дорого, однако уже в следующем, 1976 году, многие его достоинства были унаследованы гораздо более доступным синтезатором, Yamaha CS-80. Плюс к тому, в конце семидесятых на арену музыкального рынка буквально ворвался лёгкий и не столь дорогой, как CS-80, полифонический синтезатор с памятью пользовательских настроекProphet 5 от Sequential Circuits (4495$, о нём немного говорили в предыдущем выпуске), так что Polymoog практически сразу оказался устаревшим, слишком дорогим, тяжёлым и непредсказуемым...

Четыре причины — поспешная разработка, нетщательно продуманные конструкция и технология, невысокое качество звуков и хорошая работа конкурентов, - привели к тому, что в 1980 году компания Moog Music, выпустившая около 4000 своих полисинтезаторов в течение неполных пяти лет, свернула все свои программы по Polymoog. Любимец музыкантов — одноголосный Minimoog на целый год пережил своего многоголосого собрата.

С другой стороны, Polymoog был, без сомнения, выдающимся синтезатором. Он не выделялся столь же плотным звуком, как Minimoog? Здесь нужно иметь в виду одно обстоятельство: Дэйв Люс проектировал его для ансамблевого использования – предполагалось, что сочная и напористая сольная партия Minimoog будет поддерживаться красочной и нежной полифонией Polymoog. Именно поэтому у Polymoog была предусмотрена широкая плоская верхняя крышка, удобная для размещения на ней лидирующего синтезатора.

Polymoog был слишком тяжёлым? Конечно, но только если сравнивать его 82 фунта (37 кг) с массой современных клавишных инструментов: по нынешним меркам это – просто монстр. А вот гастрольным техникам 70-х годов, привыкшим иметь дело с электроорганами (Hammond В3 – 190 кг) и электропиано (Rhodes Piano – 63,5 кг), Polymoog, должно быть, казался детской игрушкой. Кстати, выпускавшийся в то же самое время Yamaha CS-80 при тех же размерах весил под 100 кг.

Дэвид Люс. 2013

Дэвид Люс. 2013

Чтобы дать окончательную оценку этому синтезатору, лучше всего процитировать слова Кита Эмерсона: "Polymoog был, несомненно, очень важным инструментом. Он занимает своё достойное место в истории. Именно там он и должен остаться - в истории".

Как уже говорилось выше, самым коммерчески успешным из синтезаторов Constellation стал педальный вариант, превратившийся в уникальный Moog Taurus (Model 205a, 1195$). В окончательной версии Дэйва Люса это - монофонический басовый синтезатор, без сомнения, спроектированный под впечатлением от педальных мануалов оргáнов. Разумеется, Taurus прежде всего предназначался для "живых" выступлений, поскольку в студии всегда удобнее использовать клавишный инструмент.

Moog Taurus

Электронная начинка (два осциллятора, генерирующих пилообразную и пульсирующую волны, знаменитый муговский 24 дБ/окт четырёхполюсный НЧ-фильтр 904а, VCA с огибающей типа ADS) Taurus заключалась в довольно внушительный алюминиевый корпус с деревянной отделкой с 13-ю клавишами-педалями.

Синтезатор обладал тремя заводскими пресетами: Bass (басовый звук с быстрым затуханием), Tuba (необработанный басовый звук VCO) и Taurus ("фирменный" пульсирующий звук), а также четвёртым, программируемым пресетомVariable, которым чаще всего и пользовались музыканты, создавая собственные звуки при помощи простого алгоритмаVCO-VCF-VCA. При выборе этого режима включается секция, находящаяся под небольшой прозрачной крышкой, которая содержит слайдеры для управления осцилляторами, а также для установок значений атаки, поддержки и затухания звука. Помимо кнопок выбора пресетов, над клавишами-педалями имеются кнопки: Octave, которая позволяет повысить или понизить звук на одну октаву (полный диапазон этого инструмента - 5 октав), Decay, которая включает режим продолжительного затухания, и Glide, включающая режим портаменто (плавный переход между нотами). По бокам от крышки секции с регуляторами настроек расположены два крупных слайдера, посредством которых музыкант (опять-таки ногой) мог регулировать громкость и частоту среза фильтра.

Синтезатор был анонсирован раньше Polymoog, и выпускался в период с 1975 до 1981 год, причём сразу же полюбился гитаристам. Знаменит и любим Taurus, прежде всего, за свой агрессивный пронизывающий звук, не похожий на другие инструменты, включая и синтезаторы Moog, и этот звук бывает особенно хорош, если его немного перегрузить. В режиме самоосцилляции синтезатор может также служить отличным источником "булькающих" резонансных эффектов.

Moog Taurus

Moog Taurus

Вообще же басовый звук Taurus очень многие музыканты считают самым "жирным" из всех синтезированных басов. Надо заметить, что слово "жирный" из уст музыканта, да ещё в отношении качества звука - это наивысшая похвала и самое искреннее восхищение.

Moog Taurus II

С 1981 по 1983 год Moog Music выпускала модель Taurus II, в основе которой использовался дизайн синтезатора MoogRogue, с раздельными педальным блоком на 18 клавиш, без ножных слайдеров-регуляторов, и стойкой с блоком управления, на котором располагались колёса отклонения тона и модуляции, рукоятки синхронизации осцилляторов и ползунки настроек фильтра и огибающей. Несмотря на увеличившиеся по сравнению с MkI возможности для синтеза, неудобная для исполнителя конструкция MkII, которую называли Rogue-на-палке, не снискала и доли той популярности, которой обладал её предшественник.

Moog Taurus MkIII

В 2009 году фирма Moog Music объявила о возобновлении выпуска легендарного синтезатора, в 13-клавиной версииTaurus MkIII, теперь - с MIDI и USB-интерфейсом, 48-ю заводскими и четырьмя программируемыми пользовательскими пресетами, но в ограниченном количестве - 1000 штук.

Президент Moog Music Майк Адамс. Эшвилл

Президент Moog Music Майк Адамс. Эшвилл

Презентацию модели (1995$) на выставке NAMM-2010 провёл нынешний президент компании Майк Адамс: "Мы начали с детального и всестороннего анализа звука и электроники оригинального Taurus I, затем добавили современные удобства, такие, как MIDI и USB. Мы не останавливались до тех пор, пока не создали настоящее произведение искусства. Поддержка музыкального сообщества в течение всего проекта была просто невероятна".