Перейти к основному содержанию

Юрий Чернавский - Робот (Юрий Чернавский/Владимир Матецкий) 1983

Шизофренический электропоп альбома "Банановые острова", ставший в СССР символом интеллектуально-технической революции и задавший тон в отечественной поп-музыке на несколько лет вперёд, записывался в залитом прорвавшейся канализацией и заваленном концертным реквизитом, ящиками и прочим хламом подвале ДК им. Свердлова. "Ещё выступая в составе "Динамика", мы почувствовали, как нам надоел рок-н-ролл, - рассказывает участник проекта, знаменитый Юрий Китаев, который с бас-гитаристом Сергеем Рыжовым составляли лучшую ритм-секцию Союза. - В тот момент настольными пластинками у нас были диски Police. Нам хотелось побольше новой волны, гэбриэловщины и шизофрении". "Все вокруг думали, что я затеял очередную лабуду, а когда "Бананы" шарахнули, это оказалось для многих полной неожиданностью", - вспоминает генератор этого проекта, композитор-аранжировщик Юрий Чернавский (17.03.1947). Чернавский на основе венгерских двухканальных магнитофонов STM, усилителя Roland и концертной аппаратуры "Веселых ребят" собрал мини-студию. В частности, со всей Москвы были добыты сразу несколько синтезаторов (Minimoog, Polymoog, Roland Jupiter-4), из которых впоследствии выжимались именно те звуки, которые Чернавский считал единственно верными. В поиске подобных звуков Чернавский достиг известных высот ещё в конце семидесятых: "Когда появились первые синтезаторы, кому-то нужно было на них играть..." - вспоминает он. Было записано огромное количество дублей, из них выбирались лучшие куски и затем делался кропотливый монтаж. Весь пол в студии был усеян обрезками пленки, а стены были утыканы гвоздями, на которых висели куски пленок с наиболее удачными фрагментами композиций. Когда фонограмма была готова, Чернавский со своим другом, звукоинженером Юрием Богдановым, ночью пробрались на студию "Мелодия" и, споив сторожей, сделали мастеринг альбома. Уже первые 60 секунд "Банановых островов" показали, насколько гений Чернавского-звукооператора не уступает его способностям аранжировщика и музыканта. Спустя несколько месяцев после окончания записи Чернавский с Матецким как "электронно-синтезаторный проект" выступили единственный раз - на съёмках новогодней телепередачи "Песня-83" с композицией "Робот". В эфир этот ролик, естественно, не попал - в тот год страну развлекали София Ротару с песней "Романтика" и Алла Пугачева с "Айсбергом".