Перейти к основному содержанию

Владимир Сапрыкин. Модульные синтезаторы. Moog

Роберт Муг показал свой первый образец модульного синтезатора в 1964 году. Принципы функционирования прототипа он подробно разъяснил в июле 1965 года на страницах журнала AES (Journal of the Audio Engineering Society). Статья называлась "Voltage-Controlled Electronic Music Modules" и объясняла, как исполнитель может создавать собственные неповторимые звуки, соединяя кабелями различные модули и вращая регуляторы.

В конструкторской работе Р. Мугу помогали композитор Херберт Дойч и исполнитель Венди (тогда еще Уолтер) Карлос. Как и все столь масштабные начинания, модульный синтезатор Муга оказался довольно дорогим, что ставило компанию в неустойчивое финансовое положение. Тем не менее, к 1967 году прототип был доработан, и началось коммерческое производство.

Несмотря на то, что синтезаторы марки Buchla начали появляться несколько раньше, именно Роберту Мугу было суждено произвести революцию в синтезаторном мире. Возможно, этому способствовало их территориальное разделение. Дональд Букла работал на западном побережье США, в Калифорнии, а Роберт Муг — на восточном, где исторически располагались основные финансовые центры. Уже в 1968 году компания имела около полусотни заказчиков модульных систем. Уолтер Карлос тоже использовал эту необычную технику. Как раз в 1968 году он записал свой первый альбом "Switched-On Bach", где исполнял произведения И. С. Баха на модульных синтезаторах Муга. Учитывая специфику музыкального материала и то, что большинство синтезаторов того времени были одноголосными, в своей работе он использовал многодорожечную запись. На рис. 11 показана студия, оснащенная по последнему слову техники в 1968 году, где работал Уолтер Карлос. В соответствии с контрактом, издание альбома осуществляла компания CBS.

Moog

Вероятно, имя Венди Карлос имеет несколько большую известность, чем Уолтер Карлос, хотя это один и тот же человек в разные годы своей жизни. Первоначально альбом был выпущен под именем Уолтера Карлоса, поскольку имя Венди Карлос появилось лишь в 1972 году. Исследование причин этих изменений в жизни музыканта выходит за рамки настоящей статьи. Заметим лишь, что последующие переиздания этого альбома выходили уже с именем Венди Карлос на обложке.

Первое публичное слушание этой записи было организовано Робертом Мугом на конференции AES в Нью-Йорке в 1968 году. Заканчивая свой доклад, касающийся вопросов организации студий электронной музыки, он, неожиданно для аудитории, предложил в качестве живого примера использования техники многодорожечной записи в студийной работе прослушать "некоторые произведения Баха из готовящегося к выходу альбома". В качестве образца слушателям был продемонстрирован фрагмент Бранденбургского концерта №3.

По воспоминаниям самого устроителя этого неожиданного представления, который спустился в зал, чтобы послушать музыку вместе с коллегами, все эти серьезные и технически образованные люди, которые знали, что такое секвенсор, компьютерное управление и многодорожечная запись на ленту, устроили в зале заседаний страшный тарарам, поначалу отчаянно споря и буквально выпрыгивая из кожи. В конце концов, зал разразился овациями.

Как позже вспоминал Роберт Муг, имея в виду "Switched-On Bach": "CBS сами не поняли, что же они выпустили". Зато поняли остальные. Сразу же после выхода альбом разошелся огромным тиражом, и популярность его продолжала расти. Именно с этого момента в компанию Муга отовсюду посыпались заказы. Их присылали отдельные продюсеры и крупные студии. "Они говорили: "Дайте мне вашу самую большую систему", и надеялись сделать на этом деньги так же, как это сделал Карлос".

Пиковым для компании стал 1969 год. Каждую неделю выпускались две-три крупные модульные системы, а принятые предварительные заказы обеспечивали непрерывное производство примерно до середины 1970 года. В то время в компании работало уже более сорока человек.

Однако повальное увлечение дорогими модульными синтезаторами стало быстро ослабевать. Как раз в 1970 году произошло сложение трех факторов, приведших в конечном итоге к разорению и продаже компании. Во-первых, рынок быстро насытился. Довольно многие, по оценке современников, музыканты и продюсеры стали продавать по бросовым ценам купленные ранее системы, поскольку те "не смогли" обеспечить им запись бессмертных музыкальных хитов, подобных творению Уолтера Карлоса. Вторая причина — жесткая конкуренция со стороны компании ARP, которая в том же 1970 году выпустила своего первенца — "монстра" ARP 2500. И, в-третьих, важнейшую роль сыграл экономический кризис, который как раз разразился в США в начале 70-х годов. Продюсеры, экономя средства, один за другим стали отменять свои предварительные заказы. Компания R.A. Moog, Inc, имевшая в активе около четверти миллиона невыполненных заявок, вдруг осталась без заказов вообще. К тому времени уже был разработан совершенно иной компактный синтезатор Minimoog, но компания не могла его продавать, поскольку музыкальные магазины на какое-то время вообще отказались связываться с синтезаторами. Денег не было, оставались лишь небольшие запасы комплектующих. Производство было свернуто, а сама компания продана за бесценок другой фирме. После такого слияния производственные и конструкторские работы хотя и велись, но достаточно вяло. Поэтому через некоторое время, когда дела на синтезаторном рынке начали налаживаться, Роберт Муг основал фирму с другим именем, Moog Music, которая и продолжала выпуск синтезаторов марки Moog.

В 1970 году Роберт Муг пригласил в свою компанию Харальда Бодэ в качестве ведущего инженера. Поэтому возможно, что в первом "минимуге" воплощены идеи обоих конструкторов. Не прекращая сотрудничество с Робертом Мугом, Х. Бодэ в 1974 году открывает Bode Sound Company для продолжения собственных исследований. В 70-х годах он разрабатывает схему вокодера (Bode 7702), который с 1978 года производился также под именем Moog Vocoder (рис. 12). По нынешним временам аппарат кажется громоздким, но для модульных систем он подходил как нельзя лучше, поскольку легко с ними интегрировался.

Moog

В разные годы компания Роберта Муга выпускала различные модификации модульных систем синтеза. С 1967 по 1972 год производились, в основном, системы с индексом "С": 3C (рис. 13), 2C, 1C.

Moog C

В 1970 году к ним добавились варианты с индексом "Р": 3P (рис. 14), 2P, 1P.

Moog P

В 1971-1973 гг. выпускались также компактные системы Moog 10 (рис. 15) и Moog 12.

Moog 10

С 1972 по 1981 годы выпускались системы Moog 15, Moog 35, Moog 55 (рис. 16). Модульными синтезаторами Муга, в частности, пользовались такие известные композиторы и музыканты, как Hans Zimmer, Keith Emerson и Vangelis. А полный список фамилий займет, пожалуй, несколько страниц.

Moog 55

Источник: http://www.moinf.info/articles/modular-synths