Перейти к основному содержанию

Владимир Сапрыкин. Модульные синтезаторы. ARP

По иронии судьбы, и быстрым взлетом, и последующим падением на рынке модульных синтезаторов компания Роберта Муга в какой-то степени обязана одному и тому же человеку. Это Уолтер Карлос со своим нашумевшим альбомом "Switched-On Bach".

Предприниматель Алан Перлман (Alan R. Pearlman) всерьез задумался об электронных инструментах именно после того, как прослушал этот популярный альбом. Под впечатлением новых возможностей электронного звука, и оценив тогдашний финансовый успех компании Муга, он основал в 1969 году компанию ARP Instruments. И уже в 1970 году его компания выпустила гигантский синтезатор ARP 2500 (рис. 17). Это была прямая атака на популярные модульные системы Муга с целью захватить часть быстро растущего рынка.

ARP 2500

Нужно отметить, что компания ARP неплохо подготовилась. Несмотря на то, что их "2500" имел, в принципе, модульную структуру, он не использовал патч-корды для коммутации. Вместо них использовалась прогрессивная по тем временам матрица переключателей. Переключатели в виде слайдеров располагались на панели блоками 10 х 10 элементов. Вся коммутация осуществлялась переключателями, а сами кабели были спрятаны внутри корпуса. В чем-то эта система была удобнее традиционной. Она позволяла быстрее создавать соединения, а, кроме того, исключалась путаница с "хвостами" внешних патч-кордов. Однако концентрация множества проводников в небольшом пространстве матрицы иногда порождала возникновение перекрестных помех.

Синтезатор оснащался пятиоктавной клавиатурой, причем существовали четыре ее варианта: от одноголосной до четырехголосной. Система могла быть расширена дополнительными восьмимодульными консолями (Studio Wing Expansion Cabinets), которые при парном использовании обычно устанавливались по бокам основного кабинета как крылья (рис. 18). Синтезатор отличался довольно стабильным строем. ARP 2500 в разные годы использовали Vince Clarke, Jean Michel Jarre, а также голливудский композитор Jerry Goldsmith. Отдельной исторической вехой в жизни этого синтезатора считается важная "роль" в фильме Стивена Спилберга "Близкие контакты третьего рода", где он использовался как средство переговоров с космическими пришельцами. Кадры с видами лицевой панели ARP 2500 (в расширенном варианте) появляются там неоднократно на протяжении примерно получаса.

ARP 2500

При всех своих достоинствах система ARP 2500 была выпущена ограниченной серией. По некоторым сведениям это всего около сотни экземпляров. А на смену ей уже в 1971 году вышел уменьшенный вариант системы — одноголосный ARP 2600 (рис. 19). Синтезатор позиционировался как более легкий в использовании и предназначался для школ и музыкальных факультетов университетов, хотя на деле его в большей степени использовали музыканты. Весь конструктив имел чемоданный дизайн, фиксированный набор модулей был помещен в один металлический корпус, в котором даже были установлены громкоговорители. Собственно, это устройство нельзя в полной мере отнести к модульным синтезаторам. Во-первых, лицевая панель была цельнометаллическая, и заменить что-либо внутри было в принципе затруднительно. Ну и, во-вторых, коммутация в основном была внутренняя. Тем не менее, была оставлена возможность перекоммутации блоков с помощью внешних патч-кордов. Гнезда для них имели четкую надпечатанную маркировку. Чтобы подтвердить заявленную "легкость в использовании", на лицевой панели системы были также нанесены способы коммутации блоков и указаны цепи прохождения сигналов. Таким образом, ARP 2600 относится уже к полумодульным синтезаторам.

ARP 2600

В основе звукогенерирующей части синтезатора ARP 2600 были три осциллятора и четырехполюсный НЧ-фильтр. Эта система была очень популярна и в различных модификациях продержалась в производстве десять лет, с 1971 по 1981 год. Самой первой моделью считается Blue Marvin, с голубой лицевой панелью (рис. 20). Их было собрано вручную всего 25 штук.

ARP 2600 Blue Marvin

Следующей модификацией стал Gray Meanie, Model 2600C. В том же 1971 году было собрано около 35 экземпляров этой модели. Внешне эти две модели были очень похожи, за исключением цвета лицевой панели. Вообще с этими скрытыми наименованиями происходит некоторая путаница. По отдельным сведениям, различие между версиями синтезатора может определяться по ряду признаков, как-то: цвет лицевой панели, тип корпуса, начертание логотипа компании на решетке правого громкоговорителя. Однако, похоже, все было не столь однозначно. Мне встречались фотографии двух синтезаторов с голубой панелью, при этом у них были разные корпуса и разные версии клавиатур. "Серых" моделей тоже было несколько, с разными корпусами, разными клавиатурами и неодинаковыми начертаниями логотипа. Но тщательные поиски таких деталей не входят в наши планы, поэтому двинемся далее. На рис. 21 показана лицевая панель предположительно модели Gray Meanie.

ARP 2600 Gray Meanie

Затем была запущена в производство модификация "2600 P". Всего было четыре ее версии, выпускавшиеся в 1971-1975 гг. В них происходила постепенная замена транзисторов на микросхемы, вслед за изменениями в электронной промышленности. По некоторым сведениям, в процессе таких доработок была "случайно" скопирована схема фильтра, ранее запатентованная Робертом Мугом. Разгорелся скандал, и по решению суда фирме ARP пришлось разрабатывать собственную схему и выпускать новую модификацию синтезатора, "2601". Но в первой версии этой модели, в 1975-76 гг. по-прежнему использовался муговский фильтр. И только с 1977 года появилась вторая версия модели "2601". В ней, наконец, появилась новая микросхема фильтра, из-за которой звук стал объективно хуже по причине уменьшившегося диапазона пропускаемых частот, что было отмечено пользователями. Вот что значит "не та" микросхема. Новая модель синтезатора имела новый дизайн "оранжевый на черном" (рис. 22) и выпускалась вплоть до 1981 года, когда из-за углубившихся финансовых проблем компании производство было закрыто.

ARP 2601

Таким образом, первоначально транзисторные осцилляторы и фильтр в ARP 2600 формировали довольно жирный и интересный звук, но постепенная замена элементной базы и схемотехники изменила звучание этих синтезаторов в худшую сторону. Самые "звучащие" инструменты являются одновременно и самыми редкими, поскольку относятся к первому году выпуска.

Источник: http://www.moinf.info/articles/modular-synths