Перейти к основному содержанию

Вибро-экспонатор Бориса Янковского

Из книги С.Богуславского "Мультипликационный фильм" Кинофотоиздат, Москва 1936

<...> В своей работе Б. А. Янковский применяет построенный им "вибро-экспонатор" (плоский ящик с дном из матового стекла), который может быть приставлен к любому мультипликационному станку. Назначение вибро-экспонатора - мультипликационная съемка звука на дорожку кинопленки способом экспонирования вращаемых пластинок с интенсивным узором параллельных полос.
Полосы эти получаются. двояким способом. По первому (натурному) способу берется нужный тембр (кадрик) натуральной интенсивной фонограммы, а по второму (синтетическому) создается (от руки) чертеж одного периода колебания любого тембра, где зачерчивается период синусоидального колебания и несколько меньше рисунки его синусоидальных же обертонов. В итоге получается “син-темброграмма”.
Б. А. Янковский заготовляет только звук соль (на рисунке — соль малой октавы). Далее делается фотоудвоение числа периодов первоначального чертежа. На пленке получим графики такого вида (рис.)

1

или последующее удвоение предыдущего. Б.А.Янковский получил на пленке частоту в 19000 кол. в сек.

Следующий этап—скользящая фотокопировка полученных пластинок темброграмм. Фотопластинка (на рис. 1—2) вставляется в копировальную кассету, снабженную крышкой, вдвойне более длинной, чем кассета с поперечным просветом (3). Крышка получает равномерное движение от любого источника силы, а сноп параллельных лучей (4) просвечивает целлулоидную пленку с изображением фонограммы, вставленную в просвет (3). Таким образом трансверсальная фонограмма или же натурная интенсивная дает широкую интенсивно-полосую пластинку, размывая вертикальные размеры (амплитуда гармоник) равномерно во всю длину кассеты, сохраняя при этом горизонтальные пропорции (частоту гармоник тембра) по длине просвета.

2

Полученная скользящей копировкой темброграмма вставляется в просвет вибро-экспонатора (фиг.1). Поворачивая вокруг оси фототемброграмму (часть ее видна в просвете и ниже на фиг. II), мы получаем с нее звуки различной высоты, но неизменно однородного тембра (копировка каждого поворота темброграммы делается также скользящей фотокопировкой).

Многократной копировкой, поворачивая фототемброграмму на определенные вычисленные доли, мы можем получить любые части октавы (Б.А..Янковский отстаивает 72-х ступенную темперацию), при этом данный тембр сохраняется на всем диапазоне высот.
Глиссандо и певучее вибрато, многоголосие достигаются теми же способами (поворот виброкассеты с темброграммой на 60° или съемка приближением к объективу, сокращением объективно-экспонаторного расстояния вдвое).
Динамика звучания (оттенки силы) получается при помощи сближения амплитудных створок просвета: чем шире щель, тем громче получается звук. Съемка по кадрикам до размера двенадцатых долей кадрика (путем заслонок) дает изменения в темпе (возможны и постепенные ускорения и замедления). Съемка по долям меньше одного кадрика в сочетании с изменениями частот дает неуловимо-плавное вибрато (по типу скрипичного).
Из сказанного очевидно, что система Б.А.Янковского открывает новые и богатые перспективы в области звука в кино.

3

На рисунке представлены вверху три фотосинтемброграммы и внизу два чертежа сложных тембров (звуки человеческой речи из 16 обертонов), с которых путем скользящей фотокопировки получаются фотосинтемброграммы