Перейти к основному содержанию

РАЗГОВОР У ЭЛЕКТРОННОГО РОЯЛЯ. В. Захарченко, «Смена», №7, 1960 год

Пожилой человек с задумчивыми глазами низко склонился над инструментом. В непривычном соседстве с клавиатурой на полированной крышке рояля расположились небольшие ящики, переплетённые разноцветными проводами.

Музыкант взял несколько аккордов. Переполнив маленькую комнату, хлынули звуки. Они были непонятны, может быть, странны, но убедительны, несли какое-то особое очарование. Мы видели пальцы музыканта, то бегающие по бело-чёрной дорожке рояля, то касающиеся клавиш на одном из маленьких ящиков. Захваченные новым звучанием бессмертной музыки Чайковского, слушали мы, как аккомпанемент рояля переплетался со звуками, не похожими ни на один из знакомых инструментов. Музыка овладела нами, покорила нас, и мы уже не удивлялись ничему, а только в упоении слушали и слушали.

1

Илья Григорьевич Ильсаров медленно рассказывает:

– Поймите меня – это только начало. Я не радиотехник, не электроник. В прошлом я композитор и актёр.

Он достаёт старую, уже пожелтевшую от времени тетрадь для рисования... Вот Черкасов и Берёзов – Пат и Паташон. Б. Чирков – исполнитель роли Чарли Чаплина. Вот документы об Ильсарове. Он выступал на эстрадах и в цирке с электрическим музыкальным аппаратом.

– Конечно, – задумчиво говорит Илья Григорьевич, – это было бесконечно далеко от совершенства. Трудно сказать, чего было больше: музыки или техники... После войны я вновь вернулся к этому делу... Ну что, нравится?

Старый музыкант опять садится за рояль. Звучит сочный, могучий голос инструмента.

Невольно я задумываюсь о том гигантском пути, который прошла музыка, прежде чем стать всесильной, способной покорить человеческую душу, заворожить. Где, когда зазвучали впервые резкие звуки барабанов? Когда тетива лука превратилась в певучую струну, породившую скрипку Паганини? От ступени к ступени совершенствовались музыкальные инструменты. Вместе с ними росла и ширилась власть музыки.

Виртуозного совершенства достигли скрипачи, которые могут заставить смеяться и плакать несколько струн. Руки пианистов, казалось, достигли предела человеческих возможностей, глаз порой уже не улавливает их стремительного движения, видит лишь светлую трепещущую линию.

Быть выдающимся музыкантом – значит пройти гигантскую школу. Жизнь музыканта – это бесконечные часы, месяцы и годы тренировки пальцев, тренировки движения руки. Без этого не сможет он заставить колебаться струны в такт своей душе.

Для нас, слушателей, в конечном итоге совершенно не важно, что заставляет струны петь. Для нас важен результат, музыка как отражение эмоционального порыва музыканта.

Сегодня практически любой звук может быть воспроизведён без струны, без помощи рук, тренированных только для того, чтобы уметь создавать это колебание струн.

Мы живём в век электроники и автоматики, и эти две силы способны создать любое звучание с любыми нюансами, недоступными старым музыкальным инструментам. Так же, как и струны, не нужны и ящики резонаторов, потому что колебание воздушного столба может быть заменено электрическим колебанием. И настройка инструмента – это уже не регулировка натяжения струн, а изменение электрической характеристики... Всё, чего достигла техника музыкальных инструментов в наши дни, может быть с успехом если не заменено новой электрической техникой, то, во всяком случае, восполнено ею.

Свои первые шаги электрическая, вернее, электронная, музыка сделала давно. Ею занимался много лет тому назад советский инженер Термен. В советском павильоне в Брюсселе Золотую медаль получил электромузыкальный инструмент инженера Володина. Он удивительно точно имитирует почти все музыкальные инструменты. Но в нём работают десятки радиоламп. К тому же вес этого аппарата около шестидесяти килограммов.

Электронный рояль Ильсарова весит всего несколько килограммов. Его клавиатура в два-три раза меньше, чем обычная клавиатура рояля, но по богатству заключённых в ней звуков она может соперничать с концертным «Стенвеем».

– Музыканту, чтобы добиться нужного звучания, необходимо с огромнейшей скоростью переносить свои пальцы с одного конца клавиатуры на другой, – объясняет Ильсаров. – И это только потому, что расположить нужные клавиши рядом невозможно. Вспомните орган. Ведь это целый завод по производству звуков. Органист вынужден накачивать воздух в звучащие трубы длиною во много метров. А мой электрический орган я свободно поднимаю одной рукой. Достигнуть же звучания ещё более сильного и впечатляющего, чем у обычного органа, я могу совершенно свободно: простой настройкой инструмента.

За последние дни в комнатке Ильсарова перебывало много народу. Электронную музыку слушал заведующий музыкальной частью и дирижёр Государственного ансамбля народного танца М. Гальперин. Не в силах был он скрыть своё восхищение – может быть, именно такая музыка и необходима танцорам! Руководитель «Берёзки» Н. Надеждина также положительно оценила музыкальные инструменты Ильсарова. Здесь побывали руководители многих эстрадных оркестров – все они уходили с чувством благодарности и уважения к изобретателю. Восторженный отзыв о новом инструменте дал народный артист СССР В. Топорков... Всего Ильсаровым построено семь электророялей, поющих самыми разными голосами.

2

– Я не мастер, – говорит Ильсаров, – я не умею делать музыкальные инструменты. Но я люблю это дело, мечтаю довести его до конца, и мне нужна помощь. Одному трудно работать, да и в электронике я лишь любитель. Как бы хотелось передать в надежные руки то, чему я посвятил многие годы!

Мы сидим и мечтаем о будущем. Мы думаем о том замечательном времени, когда в наше искусство так же энергично, как и в другие области жизни, широким потоком хлынут все достижения человеческой мысли. Некогда Скрябин мечтал о светомузыке. Сейчас инженер К. Леонтьев уже проектирует светомузыку завтрашнего дня – трепетное сочетание звука и цвета.

Кому заняться музыкальными инструментами нового времени? Министерству культуры? А может быть, радиокомитету и телевидению? Пока же никто не спешит на помощь Ильсарову.

Кто же поможет ему?

Верится, что в небольшую комнату в проезде Художественного театра придёт талантливая молодёжь – музыканты и специалисты по электронике, что инструменты Ильсарова перейдут в лаборатории институтов, в экспериментальные мастерские, что новая музыка обретёт полный голос.