Перейти к основному содержанию

La Croix Sonore

Композитор-модернист и мистик Николай Обухов покинул Россию в 1918 г. Он поселился в Париже, где первое время сочетал занятия инструментовкой у Мориса Равеля и работу в качестве каменщика. Как и А. Скрябин, Обухов исповедовал идею высшей реальности, достичь которой можно с помощью искусства, при этом он старался дополнить выразительные средства оркестра инструментами собственного изобретения.

Единственный электронный инструмент Обухова – «La Croix Sonore» («Звучащий крест»), в основном это был один из аналогов Терменвокса, появившихся сразу после его громкого успеха в 1927 г. Инструмент был построен французскими инженерами Michel Billaudot и Pierre Duvalier по инструкциям Обухова в Париже в 1929 г. «La Croix Sonore» управлялся, как и Терменвокс, движениями рук исполнителя, изменяющими высоту и громкость звучащего тона.

1
Современная реконструкция Croix Sonore в парижском Musée de L’Opéra.

2

Николай Обухов написал множество пьес для своего синтезатора, а также несколько для "Волн Мартено". В своем крупнейшем сочинении -  монументальной оратории «Книга жизни» («Le livre de vie», 1925, для голосов, фортепиано в 4 руки и «croix sonore» , более 2000 страниц либретто), созданной под влиянием задуманной Скрябиным «Мистерии», он использовал «Звучащий крест» для создания глиссандо-подобных звуковых эффектов.