«Представьте себе, что вы играете на трубе перед микрофоном, а из динамика вместо звуков трубы вырываются аккорды фортепьяно. Или играете на саксофоне, а он звучит, как скрипка! Или ударяете по струнам гитары, а звучит целый оркестр! Сегодня такие превращения – отнюдь не фантастика. Цифровой интерфейс музыкальных инструментов (ЦИМИ) полностью меняет процесс создания музыки. Внешне процедура очень проста: музыка, исполняемая на особо сконструированном инструменте, чаще всего с клавиатурой, воспринимается как сигнал. Сигнал этот переводится компьютером на язык, известный под названием «команды ЦИМИ». Эти команды посылаются в синтезатор, который их считывает и воспроизводит по иному: как другой инструмент или совсем иной звук.
– Партию скрипки в одном из Бранденбургских концертов Баха можно перевести в звучание банджо, тромбонов, хора кузнечиков или в лазерные взрывы, – объясняет Митч Фарбер, вице-президент музыкальной компании «Чиани мьюзика» в Нью-Йорке. Некоторые инструменты – контроллеры, специально сконструированные гитары, ударные или клавишные инструменты или инструменты типа кларнета, называемые лириконами, – производят только электронные сигналы, а не звуки. Музыкант играет на контроллере, а звук при этом создаётся звуковым генератором или синтезатором. Таким образом, музыкант, умеющий играть только на фортепьяно, может имитировать игру практически на любом инструменте, просто играя на клавиатуре контроллера. ЦИМИ появился в 1983 голу, когда изготовители синтезаторов – такие фирмы, как «Секуэншл серкитс», «Ямаха», «Роланд» и «Корг», поняли, что смогут продавать больше инструментов, если сделают их совместимыми. Теперь синтезаторы и компьютеры могут «говорить» друг с другом, а также давать и принимать команды. С помощью одной клавиатуры исполнитель может одновременно контролировать 12 и более синтезаторов, комбинируя целые пласты звуков. Роберт Муг, пионер компьютерной музыки, называет ЦИМИ доминирующим фактором в области электронной музыки.»
Журнал «Америка», 1987 г.
ЦИМИ, как несложно догадаться, это MIDI — Musical Instrument Digital Interface или Цифровой Интерфейс Музыкальных Инструментов. MIDI действительно произвел революцию в музыкальном производстве, причем не совсем там, где предполагали его создатели. Важнейшим результатом внедрения этого протокола стала возможность записи музыки не в виде текста или фонограммы, а в виде последовательности команд, управляющих музыкальными инструментами. Устройства и программы, способные осуществлять запись и воспроизведение последовательностей команд MIDI, получили название MIDI-секвенсоров, и они являются основным компонентом любой современной DAW — цифровой рабочей станции. Кроме того, использование стандарта General MIDI позволяет конвертировать в команды MIDI обычный нотный текст, и таким образом воспроизвести его без участия музыканта-исполнителя. На практике это «исполнение» не всегда можно признать музыкой, но такая возможность часто бывает очень полезной.
Фактически, сегодня MIDI является третьим способом фиксации музыки, наряду с нотным текстом и фонограммой. Этот способ обладает очень серьезными недостатками (как и другие два), часть из которых неустранима в принципе, а часть компенсируется различными расширениями стандарта, которые несовместимы между собой, но обладают обратной совместимостью с MIDI (имеются в виду как стандарты — XG и GS, так и форматы различных DAW). Однако, без MIDI представить себе музыкальную индустрию сегодня практически невозможно.
Для чего создавался MIDI
К началу 80-х стали очевидны все преимущества модульной архитектуры, которая предусматривала, в частности, принципиальную автономность генерирующих блоков от контроллеров. При этом, также очевидной становилась идея внедрения универсального протокола их взаимодействия. Производителям это позволило бы выпускать компактные инструменты без собственного контроллера, т.е. значительно дешевле, а музыкантам — использовать альтернативные контроллеры, лучшего качества или другого типа, а также любые внешние секвенсоры.
Кроме того, это сильно облегчило бы жизнь клавишникам, часто вынужденным играть на двух синтезаторах в унисон для создания комбинированного тембра, и не имеющим возможности сыграть, например, на трех.