Прежде всего, необходимо определить понятие формы в контексте анализа художественного произведения. Здесь оно используется не в том смысле, в котором мы говорим о форме геометрических фигур, а в смысле структуры. Форма возникает там, где есть структурные элементы, и она представляет собой отношения между этими элементами. В случае произведения исполнительского искусства это последовательность элементов и их содержательные характеристики, например: вступление, экспозиция, кульминация и т.д.
Взаимоотношения элементов в рамках структуры сводятся к трем принципам:
- повторение,
- противопоставление,
- и развитие,
на основе которых и выстраивается любая художественная форма.
В результате «естественного отбора» сложились определенные «стандартные» формы, в которых эти три принципа сбалансированы, т.е. повторение не утомляет слушателя, противопоставление ожидаемо слушателем, а развитие не разрушает восприятие произведения, как единого целого.