Перейти к основному содержанию

«Вариофон» Евгения Шолпо

«Вариофон» Евгения Шолпо

Электро-оптический синтезатор «Вариофон» был изобретен Евгением Шолпо во время его работы в Центральной лаборатории проводной связи А. Шорина в Ленинграде.

В 1930-м году Шолпо патентует принцип работы инструмента. Новый прибор позволяет синтезировать искусственные звуковые дорожки в технике автоматизированного «бумажного звука».

3

Первая деревянная версия инструмента была построена в 1931 году при участии композитора Георгия Римского-Корсакова (внука Н.А.). Деревянные части инструмента были связанны бечевкой, скреплены шурупами и настраивались с помощью специальных веревок.

4

Тем не менее, в сравнении с поздними версиями инструмента, первая модель обеспечивала наилучшее качество и сложность синтезированного звука. Вариофон допускал произвольное изменение высоты тона, возможности получения глиссандо, вибрато, оттенков, изменения силы звука, построения многоголосных аккордов (до 12 одновременно звучащих голосов). В отличие от Авраамова, Шолпо не применяет мультипликационный станок. В инструменте использованы вращающиеся диски с вырезанными зубцами формы звуковой волны, периодически прерывающие луч света, формирующий очертания звуковой дорожки:

диски

2

2

Съемка производится непосредственно на движущуюся пленку с помощью специальной трансмиссии, передающей вращение электромотора, приводящего в движение контур, к механизму, протягивающему пленку.

С 1931 по 1951 годы Евгений Шолпо руководит Лабораторией Графического звука в Ленинграде. В 1941 году во время блокады, Евгений Шолпо совместно с композитором Игорем Болдыревым озвучивает мультипликационный фильм «Стервятники», синтезировав одну из наиболее экспериментальных звуковых дорожек. В качестве гонорара авторы получают мешок овса, позволивший Шолпо дожить до эвакуации.

5
Вариофон, версия 1942 г.

Несмотря на то, что после войны лаборатория Шолпо располагала помещением, финансированием, штатом, новая версия Вариофона так и не была закончена. В конце 1940-х Лабораторию переводят в Москву, Евгения Шолпо снимают с должности директора, а после его смерти в 1951 году лабораторию расформировывают.

1
Вариофон, версия 1949 г.

С помощью Вариофона озвучено значительное число кинофильмов, создано большое количество искусственных фонограмм (тон-фильмов), в их числе «Сюита Карбюрация» Г. Римского-Корсакова (1933), «Вальс» Н. Тимофеева (композитор фильма «Энтузиазм» Д. Вертова), «Полет Валькирий» Вагнера, 6-я рапсодия Листа и др.

Несмотря на звучание, напоминающее современную "восьмибитную музыку", Вариофон имел одно уникальное для аналогового секвенсора качество. Еще в 1918 году Шолпо разработал специальные инструменты - «Мелограф» и «Автопианограф», предназначенные для регистрации всех ритмических нюансов живого исполнения музыки. В то время, как большая часть популярной электронной музыки имела жестко фиксированный ритм, технология Шолпо позволяла моделировать самые тонкие ритмические нюансы живого исполнения.