«Вариофон» Евгения Шолпо
Электро-оптический синтезатор «Вариофон» был изобретен Евгением Шолпо во время его работы в Центральной лаборатории проводной связи А. Шорина в Ленинграде.
В 1930-м году Шолпо патентует принцип работы инструмента. Новый прибор позволяет синтезировать искусственные звуковые дорожки в технике автоматизированного «бумажного звука».
Первая деревянная версия инструмента была построена в 1931 году при участии композитора Георгия Римского-Корсакова (внука Н.А.). Деревянные части инструмента были связанны бечевкой, скреплены шурупами и настраивались с помощью специальных веревок.
Тем не менее, в сравнении с поздними версиями инструмента, первая модель обеспечивала наилучшее качество и сложность синтезированного звука. Вариофон допускал произвольное изменение высоты тона, возможности получения глиссандо, вибрато, оттенков, изменения силы звука, построения многоголосных аккордов (до 12 одновременно звучащих голосов). В отличие от Авраамова, Шолпо не применяет мультипликационный станок. В инструменте использованы вращающиеся диски с вырезанными зубцами формы звуковой волны, периодически прерывающие луч света, формирующий очертания звуковой дорожки:
Съемка производится непосредственно на движущуюся пленку с помощью специальной трансмиссии, передающей вращение электромотора, приводящего в движение контур, к механизму, протягивающему пленку.
С 1931 по 1951 годы Евгений Шолпо руководит Лабораторией Графического звука в Ленинграде. В 1941 году во время блокады, Евгений Шолпо совместно с композитором Игорем Болдыревым озвучивает мультипликационный фильм «Стервятники», синтезировав одну из наиболее экспериментальных звуковых дорожек. В качестве гонорара авторы получают мешок овса, позволивший Шолпо дожить до эвакуации.
Вариофон, версия 1942 г.
Несмотря на то, что после войны лаборатория Шолпо располагала помещением, финансированием, штатом, новая версия Вариофона так и не была закончена. В конце 1940-х Лабораторию переводят в Москву, Евгения Шолпо снимают с должности директора, а после его смерти в 1951 году лабораторию расформировывают.
Вариофон, версия 1949 г.
С помощью Вариофона озвучено значительное число кинофильмов, создано большое количество искусственных фонограмм (тон-фильмов), в их числе «Сюита Карбюрация» Г. Римского-Корсакова (1933), «Вальс» Н. Тимофеева (композитор фильма «Энтузиазм» Д. Вертова), «Полет Валькирий» Вагнера, 6-я рапсодия Листа и др.
Несмотря на звучание, напоминающее современную "восьмибитную музыку", Вариофон имел одно уникальное для аналогового секвенсора качество. Еще в 1918 году Шолпо разработал специальные инструменты - «Мелограф» и «Автопианограф», предназначенные для регистрации всех ритмических нюансов живого исполнения музыки. В то время, как большая часть популярной электронной музыки имела жестко фиксированный ритм, технология Шолпо позволяла моделировать самые тонкие ритмические нюансы живого исполнения.