Перейти к основному содержанию

Владимир Сапрыкин. Модульные синтезаторы. EMS

В Европе синтезаторостроение развивалось не такими темпами, как в США, и в несколько ином направлении. Компания Electronic Music Studios была основана в Лондоне в 1969 году. Ее создатель, английский инженер электроники и композитор Peter Zinovieff (вероятно, удобнее было бы называть его Петром Зиновьевым, но мы используем имя Питер), тоже решил найти свое место на быстро растущем рынке электронных музыкальных инструментов. В разное время в компании было сконструировано немало различных синтезаторов, многие из которых, к сожалению, так и не попали в серийное производство. Особый интерес вызывает один из первых синтезаторов, который со времени создания и практически до наших дней считается самым удачным изобретением EMS.

Создание этого синтезатора связано с именем другого инженера, который фактически разрабатывал всю линейку продуктов EMS. Это Дэвид Кокрелл (David Cockerell), творческий потенциал которого можно оценить по разработкам не только в EMS, но и в других компаниях, где он работал позже. Известно, в частности, что он сотрудничал с фирмой Electro-Harmonix и занимался разработкой семплеров в компании Akai.

Одним из основных достижений компании EMS была серия синтезаторов Synthi, в разные годы включавшая в себя несколько моделей. Например, Synthi E (educational) был очень простым и предназначался для обучения "синтезаторной грамоте" в школах и колледжах (рис. 37).

Synthi E

Модели Synthi AKS (рис. 38) и VCS3 предназначались для музыкантов. Последний из упомянутых синтезаторов был наиболее популярным, именно о нем далее и пойдет речь.

Synthi AKS

Он имел собственное имя "Putney", хотя более известен именно по обозначению VCS3 (рис. 39). Если сравнить его по внешнему виду с моделью AKS, то можно заметить много общего. Собственно, это и есть один и тот же синтезатор, только в разных корпусах. Кроме того, модель AKS имеет встроенную сенсорную миниклавиатуру. Для своего времени все эти аппараты считались довольно сложными, уже одна коммутационная панель вызывала трепет. В этой связи любопытно отметить, что в рекламной статье фирмы EMS, анонсирующей выпуск модели Synthi AKS в 1971 году, указывалось, что его программирование с помощью коммутационной матрицы (в оригинале — "pin panel") не составит труда и не займет много времени.

EMS VCS3

Однако первым и основным в этой линейке был все-таки VCS3. С момента своего создания в 1969 году синтезатор претерпел лишь незначительные изменения и выпускался серийно на протяжении более чем двадцати лет, примерно до середины 90-х годов. Это одноголосный аналоговый синтезатор с отдельной клавиатурой, имеющий три осциллятора, один НЧ-фильтр, LFO, генератор огибающей, генератор шума, кольцевой модулятор, управляющий джойстик и управляемый напряжением пружинный ревербератор. Впервые в практике синтезаторостроения для генератора огибающей было использовано название Trapezoid Generator вместо относительно устоявшихся обозначений Contour или Envelope. В сущности, "генератор трапециевидного сигнала" — вполне приемлемый термин, учитывая типичную форму огибающей. Но применительно к данному синтезатору такое обозначение было в принципе единственно правильным, поскольку его генератор огибающей производил четырехстадийный сигнал именно в форме трапеции, без привычных "горбиков" фазы спада (decay).

Блок трапецоидного генератора в действительности представлял собой объединенную систему из генератора огибающей и управляемого усилителя. В большинстве синтезаторов они существовали раздельно. Кстати, этот блок имел, вероятно, первую в мире систему предварительного прослушивания пэтчей, хотя, конечно, в то время такими категориями никто не мыслил. Это кнопка Attack (без фиксации), нажатие которой подавало открывающий импульс на генератор огибающей, то есть порождало звук без использования клавиатуры.

VCS3 имеет матричную систему коммутации электронных блоков (рис. 40), из-за чего его можно отнести к синтезаторам модульного типа, хотя дополнительные модули синтеза для него изначально не предусматривались. Весь набор электронных узлов был упакован под единой лицевой панелью.

EMS VCS3

После включения синтезатора его необходимо было прогреть не менее десяти минут, чтобы стабилизировать электронику. Из-за необычного "фантастического" звука VCS3 был очень популярен в Англии и континентальной Европе. В разное время его использовали Brian Eno, Tangerine Dream, Pink Floyd, Yes, Aphex Twin, Jean-Michel Jarre, Astral Projection, Klaus Schulze, Depeche Mode, Vince Clarke и другие музыканты.

Интересно отметить, что в классе портативных синтезаторов VCS3 появился на год-другой раньше Минимуга и теоретически мог бы стать первым номером на рынке. Тем не менее, при всей своей популярности в Старом Свете, VCS3 не приобрел такого же культового статуса ни там, ни, тем более, в Америке. Возможно, здесь сыграла свою роль именно матрица коммутации. Это площадка с отверстиями (16 х 16 ячеек), в которые нужно физически вставлять маленькие "фишки", замыкающие расположенные внизу контакты. То, что называется "пэтчем", существовало в VCS3, в первую очередь, в виде комбинации занятых фишками полей матрицы. Только выполнив коммутацию, можно было начинать крутить регуляторы. А в Минимуге нужно было лишь пощелкать двумя-тремя рычажками и сразу крутить ручки, что несравнимо проще. (Но даже это занятие, вкупе с прочтением специфических обозначений на лицевой панели, как позже вспоминал Роберт Муг, поначалу многим казалось странным и непонятным.)

Еще одним крупным достижением EMS, теперь уже и в буквальном смысле, стал синтезатор Synthi 100, первый экземпляр которого был собран в 1974 году (рис. 41). Synthi 100 изначально базировался на трех VCS3, но, конечно, не являлся их простой суммой. В этом синтезаторе есть двенадцать осцилляторов, восемь фильтров (4 LPF, 4 HPF), три кольцевых модулятора с возможностью каскадного соединения, три лимитера, три формирователя огибающей, два джойстика, восьмиканальный выходной усилитель с возможностью вывода вовне сигнала каждого канала, восьмиканальный микшер и еще множество узлов.

Synthi 100

Две огромные коммутационные матрицы размером 60 x 60 ячеек вынесены на нижнюю панель — фактически, на рабочий стол. (На фотографиях они обычно напоминают лежащие на столе бумажные листы с какими-то таблицами.) Общая емкость матриц впечатляет — это 7200 коммутационных разъемов. Кстати, нужно заметить, что в открытых источниках часто указывается емкость 64 на 64 ячейки. В оригинальных промо-публикациях компании EMS обозначен размер 60 х 60.

Синтезатор имел шеститрековый цифровой секвенсор на 256 шагов, который уже умел делать немало операций. Например, было доступно проигрывание записанной секвенции в разных направлениях и с разной скоростью, а также редактирование записи с любой степенью точности.

Появившийся в 1974 г. в английской печати анонс синтезатора Synthi 100, описывая возможности его секвенсора с твердотельной памятью объемом 10240 бит (!), предлагал такое сравнение, дословно: "Это как бесконечное множество фортепианных пассажей, сыгранных одновременно. "Switched on Bach" становится детской игрой". Из этой фразы можно заключить, что музыкальное творение Уолтера Карлоса произвело значительный эффект не только в Америке.

Для точной настройки всех узлов и контроля их параметров в комплектации синтезатора был двухлучевой осциллограф и цифровой комбинированный прибор (счетчик, таймер, частотомер) с шестизначной индикацией. Кроме того, управление системой можно было осуществлять при помощи миникомпьютера PDP-8, для присоединения которого имелись специальные порты. Синтезатор комплектовался двумя пятиоктавными динамическими клавиатурами. Стоимость системы составляла примерно 10 тыс. фунтов стерлингов (25 тыс. долларов США).

Этот аппарат имел несколько лучшую стабильность схем, чем отдельные VCS3, но все-таки грешил некоторой температурной нестабильностью, что требовало периодической подстройки осцилляторов. В 70-е и начале 80-х годов было собрано и продано около тридцати таких синтезаторов. Одним из ранних покупателей стала медиа-компания BBC. Несколько позже один Synthi 100 был закуплен фирмой "Мелодия" в СССР, и в 1980 году на Апрелевском заводе была выпущена грампластинка "Метаморфозы" с записью музыкальных экспериментов отечественных композиторов с этим синтезатором. Возможно, в какой-то степени это было нашим ответом на нашумевший альбом "Switched-On Bach" Уолтера Карлоса (который потом записал еще несколько альбомов аналогичной направленности). Но "у нас" был заново аранжирован не только И. С. Бах (Гольдберг-вариации № 5 и 8), но также, в частности, произведения К. Дебюсси и С. Прокофьева. Аранжировками для Synthi 100 занимались Эдуард Артемьев, Юрий Богданов и Владимир Мартынов — в то время, пожалуй, наиболее сильные в нашей стране приверженцы использования синтезаторов, хотя и каждый по своим причинам. Их собственные сочинения также представлены на этой пластинке. В отличие от творения Уолтера Карлоса в США, наши "Метаморфозы" были приняты отечественным музыкальным сообществом более сдержанно.

Если вспомнить других известных личностей, то эту модель синтезатора использовал, например, Карл-Хайнц Штокхаузен. Аппарат покупали университеты, в частности, один экземпляр был куплен Институтом психоакустики и электронной музыки в Бельгии (рис. 42).

SYNTHI 100

Из-за финансовых проблем компания в 1979 году была куплена фирмой Datatronics. Однако в 1982 году EMS вернула себе самостоятельность, и существует до сих пор, неспешно делая под заказ синтезаторы VCS3.