Перейти к основному содержанию

ADSR-огибающая (Envelope Generator)

Динамическая огибающая является одной из важнейших характеристик звука, особенно музыкального, поэтому необходимо иметь возможность ей управлять:

1

Саму концепцию «огибающей» предложил в 1965 году Владимир Усачевский, обозначавший динамические стадии звука как T1, T2, Esus, T3, а её упрощённая и устоявшаяся в наши дни аббревиатура – заслуга компании ARP:

2

 

Таким образом, функция модуля ADSR  (или в более общем случае —  Envelope Generator) — преобразовать прямоугольный Gate-сигнал, который генерируется нажатием и снятием клавиши на клавиатуре синтезатора (или секвенсором) в нечто более естественное:

adsr

 

Основные фазы, на которые обычно разбивается Gate-сигнал:
A — (attack) — начальная фаза, подъем
D — (decay) — фаза перехода звука в установившееся состояние
S — (sustain) — «удерживание», основная фаза, которая соответствует продолжительности нажатия клавиши
R — (release) — затухание

Выходной сигнал модуля ADSR управляет, в первую очередь, усилителем (VCA), но может направляться и на любой другой модуль, имеющий возможность подключения модулирующего сигнала. Чаще всего это будет фильтр, у которого, например, частота среза в этом случае будет меняться на протяжении жизненного цикла каждого отдельного звука. Также, часто используется модуляция скважности импульсного сигнала VCO.

adsr

Помимо стандартной ADSR-огибающей, часто используются и более простые схемы (AD или AR) и более сложные:

ADBSSR
ADDSR

или, например, атака с задержкой: DADSR—Delay, Attack, Decay, Sustain, Release.