Под "форматом" цифрового звука понимают не только формат аудиофайла (который можно определить по его расширению), но и, например, формат представления данных, который зависит от способа и параметров оцифровки. Помимо форматов компьютерных файлов различных операционных систем, существуют форматы звуковых носителей, форматы потокового аудио и форматы многоканального звука.
Кроме того, "звуковой" файл может представлять собой не только аудиозапись, но и файл проекта аудиоредактора, DAW или любой другой программы для работы со звуком. Файл проекта может содержать как интегрированный звук, так и только ссылки на медиаданные.
Стандартный MIDI-файл вообще не содержит аудиоданных, он представляет собой набор команд, управляющих синтезаторами и другими устройствами.
Существуют также различные форматы патчей и сэмплов которые используются в синтезаторах.
Формат представления
Формат представления звуковых данных в цифровом виде зависит от способа квантования аналогово-цифровым преобразователем (АЦП). Обычно используются два вида квантования:
Разрядность и частоту дискретизации (квантования) также указывают для различных звуковых устройств записи и воспроизведения как формат представления цифрового звука (24 бита/192 кГц; 16 бит/48 кГц).
Форматы файлов цифрового звука
Выделяют три группы форматов файлов:
- аудиоформаты без сжатия, такие как WAV, AIFF, RAW (необработанные («сырые») замеры без какого-либо заголовка или синхронизации)
- аудиоформаты со сжатием без потерь (APE, FLAC)
- аудиоформаты со сжатием с потерями (MP3, AAC, Ogg, WMA (есть версия без потерь))
Сравнение цифровых аудиоформатов
Сжатие данных без потерь (lossless) — метод сжатия данных, при использовании которого закодированные данные однозначно могут быть восстановлены с точностью до бита. Этот тип сжатия принципиально отличается от сжатия данных с потерями.
При использовании сжатия с потерями распакованные данные отличаются от исходных, но степень отличия не существенна с точки зрения их восприятия или дальнейшего использования. Преимущество сжатия с потерями состоит в возможности большей степень сжатия при допустимых искажениях. При использовании сжатия с потерями необходимо учитывать, что повторное сжатие обычно приводит к деградации качества. Однако, если повторное сжатие выполняется по тому же алгоритму и без каких-либо изменений сжимаемых данных, качество не меняется. Но в общем случае, когда декодированные данные подвергаются редактированию, несжатый оригинал целесообразно сохранять (или сжимать без потери данных).