Морис Мартено (Maurice Martenot) был, как и Лев Термен, виолончелистом и радиоинженером. Его инструмент – «Волны Мартено» (Ondes-Martenot) – появился позже Терменвокса, но был и намного сложнее (хотя основан на том же принципе генерации звука). Внешне он уже напоминал классические синтезаторы – с клавиатурой, ленточным контроллером и переключателем тембров.
The 7th model of ondes Martenot (1975) with the double pedal and the loudspeakers: "principal" with the "résonance" included in the same cabinet the "métallique" the "palme"
2 апреля 1928 г. Мартено получил патент на «Усовершенствования электронных музыкальных инструментов» (Perfectionnements aux instruments de musique électriques), а 20 апреля 1928 года первая модель синтезатора была впервые показана в Париже, изобретатель исполнил сольную партию в специально написанной «Симфонической поэме» Димитриоса Левидиса для «Волн Мартено» и оркестра.
Maurice Martenot plays the 1rst model (1928) he used only a ribbon and had to stay a little way from the unit
И в дальнейшем инструмент широко использовался композиторами в составе симфонического оркестра, он получил признание в академической музыкальной среде, а сам Мартено стал профессором Парижской консерватории и читал курс по своему инструменту.
Ансамбль с участием восьми «Волн Мартено»
Помимо привычной для любого музыканта клавиатуры, инструмент был снабжен необычным контроллером в виде натянутой металлической ленты, которую в более поздних моделях заменила проволока с металлическим кольцом. Такой контроллер позволяет извлекать звуки любой высоты (а не только темперированного строя, как на клавиатуре) и делать плавные переходы между нотами (эффект глиссандо). При этом специальная кнопка, выполняющая функцию смычка и расположенная под левой рукой исполнителя, управляет характером атаки и громкостью извлекаемого звука. Рядом с этой кнопкой расположен переключатель режимов управления (клавиатура или ленточный контроллер) и переключатели тембра:
Клавиатура позволяет играть вибрато так же, как это делает скрипач или виолончелист. Впоследствии Мартено разработал особую клавиатуру, позволяющую получать интервалы в 1/12 тона.
Заголовок: «В течение нескольких поколений изобретение новых музыкальных инструментов почти остановилось. Сегодня мы представляем профессора Мориса Мартено с его новым электрическим творением".
Стандартные тембры поздних версий Ondes Martenot:
- Onde (O): простая синусоидальная волна. Тембры флейты или окарины.
- Creux (C): (полый) треугольная волна с обрезанной вершиной. Тембр кларнета в высоком регистре.
- Gambe (G): несколько напоминает прямоугольную волну. Предназначен для имитации струнных инструментов, как видно из французского названия.
- Petit Gambe (g): нечто вроде предыдущего, но с менее гармонически богатым тембром. Исполнитель может управлять количеством гармоник с помощью слайдера, расположенного в блоке управления.
- Nasillard (N): тембр напоминает импульсную волну. Звук фагота в нижнем регистре.
- Octaviant (8): тембр с усиленной первой гармоникой, интенсивность которой регулируется с помощью слайдера. Эта настройка аналогична «4 foot stop» в органной терминологии.
- Souffle (S): часто описывается как белый шум, но на самом деле — розовый.
Используются динамики различного вида («Diffuseurs») каждый из которых по-своему окрашивает звук:
- «Principal (Основной) — традиционный большой громкоговоритель.
- «Résonance» (Резонансный) — громкоговоритель с использованием пружин для создания механического эффекта реверберации.
- «Métallique» (Металлический) — громкоговоритель с небольшим металлическим гонгом в качестве диафрагмы (звучание с большим количеством гармоник).
- «Palme» (Пальма) — громкоговоритель в форме лиры с резонирующими струнами.
Громкоговорители или диффузоры Ondes Martrnot: Métallique, Palme и Principal.
Для инструмента писали главным образом французские композиторы, в основном в 1930-40-е гг., но не только. Он звучит в нескольких произведениях Эдгара Вареза, А. Жоливе, Ш. Кёклена, Д. Мийо, А. Онеггера, Мориса Жарра. Наиболее активно использовал волны Мартено в своих сочинениях Оливье Мессиан, это «Празднество прекрасных вод» для секстета волн Мартено (1937), «Три маленькие литургии» (1944), Турангалила-симфония (1948), «Неизданные листки» для волн Мартено и фортепиано и др.
В 1970-х инструмент был модернизирован на базе полупроводниковых элементов, а в 1990-х появилась его цифровая эмуляция.
Волны Мартено использовались в кинематографе, например, в таких картинах как «Лоуренс Аравийский» (1962) и «Амели» (2001). Сейчас инструмент также используется, в т.ч. в популярной музыке – на волне интереса к «винтажным» аналоговым синтезаторам.
Один из сохранившихся инструментов приобрёл участник Radiohead Джонни Гринвуд (Johnny Greenwood), этот экземпляр, собранный в 1983 году сыном Мориса Мартено, можно услышать на четвёртом альбоме Radiohead «Kid A» 2000 года. Опасаясь повреждения оригинальных «Волн» при перевозке во время гастрольных выступлений, Гринвуд обратился к Бобу Уильямсу, владельцу компании Analogue Systems, с просьбой изготовить современный аналог инструмента, и уже в апреле 2001 года Уильямс показал Гринвуду первый прототип, который представлял собой CV/Gate-интерфейс для аналогового синтезатора. А после внесения некоторых изменений Analogue Systems начала серийное изготовление этого устройства под названием «The French Connection».