Перейти к основному содержанию

«Rhythmicon»

В 1930 г. американский композитор-авангардист Генри Коуэлл (Henry Cowell) заказал Льву Термену инструмент, способный трансформировать звуковысотную информацию в ритмическую, и наоборот. Позже он вспоминал: «каким должент быть инструмент, какие он должен содержать ритмы и какие ноты, какие между ними должны быть отношения — было моей идеей. Я также выбрал принцип — прерывающийся световой луч, падающий на фотоэлемент — который бы позволили реализовать это практически. С этой идеей я пошел к Термену, и он сделал остальное — придумал способ, которым будет прерываться световой луч, сделал все расчеты и собрал инструмент».

38

Проект был поддержан композитором Чарльзом Айвзом, и реализован при участии композитора и теоретика Иосифа Шиллингера, эмигрировавшего в США из России в 1926 году. Ритмикон производил до шестнадцати базовых ритмов и бесчисленное количество их комбинаций. Каждая клавиша инструмента соответствовала определенной периодической пульсации звука определенной высоты. Первая клавиша соответствовала самому медленному ритму и самому низкому звуку. Вторая клавиша добавляла пульсацию в два раза чаще при высоте звука на октаву выше. Третья клавиша включала пульсацию в три раза чаще и высоту звука в три раза выше и так далее до шестнадцати. Комбинируя клавиши, можно было получить огромное количество сложнейших ритмических паттернов. 17 клавиш полифонической клавиатуры производили ритмы в течение всего времени нажатия. Ритмы создавались вращающимися дисками, прерывавшими световой луч, падавший на фотоэлемент:

39

Инструмент получил название Rythmicon или Polyrhythmophone, и был, видимо, первой электронной ритм-машиной.

Всего было построено три ритмикона. Один из них находился в Стэнфордском университете, но в конце концов пришел в негодность. Вторым инструментом владел дирижер Николай Слонимский, передавший его позднее Иосифу Шиллингеру, который, в свою очередь, передал инструмент в Смитсоновский институт. В начале 1960-х, работая в Московской консерватории, Термен построил третий, более компактный ритмикон:

Cowell написал две пьесы для Ритмикона — «Rythmicana» и «Music for Violin and Rythmicon».

Ритмикон использовался для создания музыки и звуковых эффектов в нескольких фильмах 50-60 гг., включая: «The Rains of Ranchipur», «Battle Beneath the Earth», «Powell and Pressburgers», «They’re a Weird Mob», «Dr Strangelove» и анимацианный сериал 60-х «Torchy, The Battery Boy». Также есть данные, что он использовался в нескольких музыкальных записях, включая: «Atom Heart Mother» Pink Floyd; «The Crazy World of Arthur Brown» Arthur Brown, и «Robot» группы Tornadoes. Tangerine Dream также использовали Rhythmicon в альбоме «Rubicon».

Ритмикон был заново открыт 25 спустя после создания продюсером Joe Meek, случайно обнаружившем заброшенный инструмент в нью-йоркском ломбарде. Meek выкупил его для своей домашней студии в Лондоне, где он был использован в нескольких записях.