Развитие электронной музыки в Великобритании 50-х гг. тесно связано с двумя женскими именами: Дафна Орам и Делия Дербишир.
В начале 40-х Дафна Орам начала работу на BBC в качестве звукорежиссера. Очарованная новыми звуковыми технологиями, всё свободное время она посвящала исследованиям в области звукового синтеза и новых способов композиции, в частности, с использованием электроники.
Её эксперименты не были опубликованы, и долгое время не обращали на себя внимания руководства студии, однако в 1957 г. Дафна Орам была привлечена к созданию саундтрека радиоверсии пьесы Жана Жироду «Амфитрион-38». С помощью простого осциллятора, самодельных фильтров и нескольких магнитофонов, Орам создала первую на BBC полностью синтезированную звуковую дорожку.
Daphne Oram at the BBC in the late 1950s
Под впечатлением от результата этой работы, в следующем году на BBC создается специальная студия - BBC Radiophonic Workshop, в составе Орам и инженера звукозаписи Дезмонда Бриско. Студию предполагалось использовать для создания звуковых эффектов и джинглов, однако Орам смотрела на вещи иначе - она надеялась превратить студию в центр экспериментальных проектов и масштабных электро-акустических исследований.
Daphne Oram and colleagues at the BBC Radiophonic workshop
Daphne Oram’s mid-1960s electronic score for a washing machine advert
Поэтому, мене чем через год, Дафна Орам покинула BBC и основала собственную Oramics Studios for Electronic Composition в переоборудованной хмелесушилке в графстве Кент. Здесь она разработала технику "рисованного звука" (по своему принципу близкую "Мультзвуку" и "Вариофону" Евгения Шолпо), которую назвала Oramics. Так же называлась и специально построенная машина для воспроизведения звуков, вручную нарисованных на 35-мм кинопленке.
Daphne Oram’s Oramics system used hand drawn 35mm film strips to generate sound
С помощью Oramics она создает саундтреки и спецэффекты для радио, телевидения, рекламы – и даже для фильма ужасов The Innocents 1961 года.
Пьеса Four Aspects, предназначенная для показа в ходе лекции Орам на Эдинбургском фестивале 1959 г., считается одним из ранних шедевров Орам. Восьмиминутная композиция была написана в сотрудничестве с композитором Thea Musgrave.
Daphne Oram - Four Aspects
Oramics machine на выставке в Science Museum в Лондоне (2011)
Дополнительные материалы: