Перейти к основному содержанию

RCA Sound Synthesizer

В несколько ином направлении шли исследования в принстонской лаборатории компании RCA (крупнейшего звукозаписывающего лейбла того времени), здесь инженерами Гарри Олсоном (Harry Olson) и Гербертом Беларом (Herbert Belar) был разработан RCA Sound Synthesizer (именно это устройство впервые было названо «синтезатором»). В  1950 г. они выпустили исследовательский отчёт «Предварительные исследования современной теории связи в применении к музыкальной звукозаписи», в котором предложили использовать математические методы для создания музыки. В феврале 1952 г. Олсон и Белар продемонстрировали главе RCA «Генералу» Дэвиду Сарнову свою экспериментальную модель, исполнив на ней «Home Sweet Home» и «Blue Skies».

Гарри Олсон демонстрирует работу RCA Mark I

Гарри Олсон демонстрирует работу Mark I

Синтезатор имел 12 ламповых осцилляторов (по одному на каждую ноту октавы), генератор белого шума и огромное количество частотных фильтров, делителей, модуляторов, резонаторов, позволявших получить теоретически бесконечное количество тембров. Подобно ЭВМ того времени, синтезатор – многосекционный электронный шкаф размером с большую комнату - использовал в качестве устройства хранения данных рулонную перфоленту  (можно считать этот модуль своеобразным типом секвенсора – его предшественниками были Givelet Coupleux Organ 1930 г. и Hanert Electric Orchestra 1945 г.).

RCA Mark

Punch paper terminals of the RCA MkII

Punch paper terminals of the RCA MkII

1

RCA Synthesiser structure

RCA Synthesiser structure

RCA Sound Synthesizer легко синтезировал самые фантастические звуки, однако не мог исполнить, например, портаменто. За Mark I последовал Mark II Victor, в котором было удвоенное число осцилляторов, 4-голосная полифония и магнитная лента вместо перфорированной бумаги для хранения информации. Однако, Victor, звукозаписывающее подразделение RCA, отказалось от синтезатора, и он был продан в Колумбийский-Принстонский Центр электронной музыки (первая версия, Mark I был приобретён Смитсоновским Институтом).

Синтезатор RCA Mark II, Милтон Бэббитт, Питер Моузи, Владимир Усачевский, 1958 год

Синтезатор RCA Mark II, Милтон Бэббитт, Питер Моузи, Владимир Усачевский, 1958 год

Одно из наиболее известных сочинений, созданных на RCA Mark II – работа Чарльза Уоринена 1968 года «Time's Encomium» (Pulitzer Prize 1970 г.):

 

В Колумбийском-Принстонском Центре электронной музыки Mark II интенсивно использовали Владимир Усачевский, Отто Люнинг, Милтон Бэббитт, Марио Давидовски. 

Дополнительные материалы: