Перейти к основному содержанию

Рэймонд Скотт и Manhattan Research

Одна из интереснейших фигур американской электронной музыки — Рэймонд Скотт (Raymond Scott, настоящее имя Гарри Варнов), начавший карьеру в качестве джазового пианиста, а закончивший её в должности руководителя инженерных исследований Motown Records. Творчество руководимого им ансамбля Raymond Scott Quintette знакомо всем, кто когда-нибудь смотрел «Loony Tunes» или «Merrie Melodies».


Warner Bros. made this official montage of Raymond Scott's classic 1937 tune, "Powerhouse," in vintage LOONEY TUNES and MERRIE MELODIES animation


Raymond Scott and His Orchestra «A Cafe In Sorrento»

В 1946 Скотт основал студию Manhattan Research, в которой собрал не только множество электронных музыкальных инструментов того времени, но и устройства собственно изготовления: генераторы огибающих, ринг-модуляторы, генераторы ударных и генераторы волн различной формы. В 1948 г. он начал работать над электронным «генератором звуковых эффектов» (позже названого Karloff), который мог имитировать различные звуки: кашель, грохот кастрюль, шипение жареного стейка, удары барабанов (т.н. jungle drums)  и т.п.

Рэймонд Скотт

В 1952 Рэймонд Скотт приступил к созданию Clavivox. Это был монофонический ламповый синтезатор с трехоктавной клавиатурой, с помощью которого можно было имитировать звучание Терменвокса, избегая его проблем с интонированием (к этой работе был привлечен молодой Боб Муг, который как раз занимался сборкой и продажей Терменвоксов). Слева от основной клавиатуры, под левой рукой исполнителя располагались три клавиши, управляющие ADSR-огибающей. Ручки на передней панели инструмента позволяли управлять тонкой настройкой, скоростью и глубиной вибрато. Скотт использовал  Clavivox при записи саундтреков к мультфильмам - для создания звуковых эффектов (таких как, например, "жуткий визг" Терменвокса), а также как источник струнных и вокальных тембров.

Raymond Scott

Существовали планы массового производства Clavivox`ов, но из-за сложности и хрупкости инструмента они не были реализованы.

Clavivox

Среди построенных в его студии устройств были также: Videola (фортепиано, позволявшее записывать саундтреки к фильмам в реальном времени) и Rhythm Modulator — простой генератор паттернов. Но самым амбициозным проектом Скотта был Electronium, начатый в 1959 г., на который он, по собственной оценке, потратил около миллиона долларов в течение десятилетия (позже он построил вторую версию для основателя Motown Records Берри Горди). Это была попытка создать машину, которая могла бы сочинять и воспроизводить музыку одновременно, генерируя и реализовывая музыкальные идеи, основываясь на параметрах, устанавливаемых оператором.

Raymond Scott - Twilight in Turkey composed and played on his Electronium

В 1964 г. Скотт записал комплект из 3-х дисков Soothing Sounds for Baby — на них были «успокаивающие» (по мнению автора) электронные звуки, предназначенные для новорожденных малышей, можно сказать, один из первых образцов «электронного эмбиента»:

В 2000 г. вышел альбом с различными сэмплами и саундтреками, созданными студией в 50-60-е годы.

“Lightworks” - featuring a few of Raymond Scott’s custom electronic instruments
 

Raymond Scott - When Will It End?