Перейти к основному содержанию

Musique Concrete

Незадолго до появления магнитофона, Пьер Шеффер (Pierre Schaeffer, 1910 — 1995) начал свои эксперименты - манипуляции с записями фонографа - которые он назвал Musique Concrete. Родители Шеффера (скрипач и певица) не поощряли его интерес к музыке, поэтому он получил сугубо инженерное образование, окончив в 1934 году Высшую Школу Электрики в Париже. С 1936 года Шеффер работал звукоинженером на Парижском радио, где проводил свои знаменитые эксперименты с различными звуками и техническими устройствами. Он использовал преимущественно звуки окружающего мира, которые записывал с помощью микрофона сначала на диск, затем на магнитную ленту. Полученные таким образом "звуковые объекты" обрабатывались: нарезались на куски, которые затем менялись местами, воспроизводились с различной скоростью, пропускались через фильтры и т.д., в итоге монтировались и записывались снова на магнитную ленту.

1

Вскоре к Шефферу присоединились инженер Жак Пуллен (Jacques Poullin) и композитор Пьер Анри (Pierre Henry). Специально для студии Пулленом были созданы несколько оригинальных устройств, основанных на воспроизведении магнитной пленки: три типа "Фоногена" (Phonogène) - универсальный, хроматический и глиссандо, а также Морфофон (Morphophone).

Хроматический фоноген проигрывал зацикленную пленку с различной скоростью, что позволяло воспроизводить короткие отрезки записанных звуков на разной высоте, определяемой маленькой однооктавной клавиатурой.
Глиссандо фоноген мог создавать непрерывный звук, изменяющийся по высоте, изменяя скорость проигрывания пленки специальным регулятором.
Универсальный фоноген позволял изменять высоту звука без изменения его продолжительности, и наоборот.

1
Шеффер за хроматическим фоногеном (середина 50-х)

Хроматический фоноген
Хроматический фоноген

Морфофон представлял собой механизмом циклической задержки. Зацикленная пленка была закреплена на вращающемся диске диаметром 50 см, и звук снимался в различных точках десятью магнитными головками (одна записывающая, одна стирающая и десять воспроизводящих). Полученный звук пропускался через bandpass-фильтры (для каждой воспроизводящей головки) и усиливался.

Морфофон
Морфофон

В 1948 г. на Французском радио прошла трансляция, получившая название concert de bruits ("концерт шумов"). В 1949 г., еще до того, как группа получила в свое распоряжение ленточные магнитофоны, появилась классическая Symphonie pour un homme seul за авторством Шеффера и Анри.

00:00 Étude aux chemins de fer - trains
02:53 Étude aux tourniquets - toy tops and percussion instruments
04:52 Étude violette - piano recorded for Schaeffer by Boulez
08:12 Étude noire - piano recorded for Schaeffer by Boulez
12:11 Étude pathétique - sauce pans, canal boats, singing, speech, harmonica, piano

Symphonie pour un homme seul

В 1951 г. на RTF (Radiodiffusion-Télévision Française) из Шефера, Пулена и Анри была образована Groupe de Recherches de Musique Concrète, радиостанция выделила для неё специально оборудованную студию. К работе в студии привлекались такие композиторы, как Olivier Messiaen, Pierre Boulez, Jean Barraqué, Karlheinz Stockhausen, Edgard Varèse, Iannis Xenakis, Michel Philippot, и Arthur Honegger.

Etude - Stockhausen (1952)

Первые опыты Шеффера вызвали весьма неоднозначный прием, оказавшись «между двух огней»: они вызвали критику как представителей традиционной инструментальной музыки, так и приверженцев другого экспериментального направления — немецкой elektronische Musik, враждебно встретивших трансляцию «Симфонии для человека соло» по радио в Кёльне, Гамбурге, Баден-Бадене и Мюнхене. Открытое столкновение идей двух направлений произошло на известном Симпозиуме по звуковым технологиям, проведенном в рамках Летних курсов в Дармштадте в 1951 году (именно на нем, в частности, зародилась идея создания Студии электронной музыки в Кёльне, в которой позже работали Г.Аймерт и К.Штокхаузен). П.Мэннинг описывает атмосферу на конференции следующим образом: «Французы и немцы яростно не соглашались друг с другом, а швейцарцы критиковали и тех и других за то, что они называют свою работу "музыкой"» . (Юлия Дмитрюкова. Разочарование первооткрывателя)

Сочинения, записанные в студии в 1951-1953 гг.: ‘Étude I’ (1951) и ‘Étude II’ (1951) Булеза, ‘Timbres-durées’ (1952) Мессиана, ‘Konkrete Etüde’ (1952) Штокгаузена, ‘Le microphone bien tempéré’ (1952) и ‘La voile d’Orphée’ (1953) Пьера Анри, ‘Étude I’ (1953) Philippot, ‘Étude’ (1953) Barraqué, смешанные магнитофонно-акустические пьесы ‘Toute la lyre’ (1951) и ‘Orphée 53′(1953) Шеффера/Анри, музыка к фильмам ‘Masquerage’ (1952) Шеффера и ‘Astrologie’ (1953) Пьера Анри.

В конце 50-х Шеффер реорганизовал парижскую студию в «Groupe de Recherches de Musicales» и отказался от термина «musique concrete». В студии в разное время работали Лючано Берио, Luc Ferrari, Francois-Bernard Mache, Francois Bayle и Bernard Parmegiani. Композитор, архитектор и математик Янис Ксенакис в 1957 г.  создал здесь свою классическую композицию «Diamorphoses».

Diamorphoses, for 2-track tape & at least 4 loudspeakers (1957)

Дополнительные материалы:

 

Hugh Le Caine